Не смотря на очевидные проблемы с составлением различных топов у вашего покорного слуги, было бы не лишним подвести некоторые профильные итоги уходящего года в разрезе отечественного издательского дела. Как и в случае с лучшими/худшими фильмами, все описанное ниже есть плод личных предпочтений, тем более, что всех фильмов не пересмотреть, а принять во внимание все релизы на BD так и подавно. Было бы здорово не задавать себе ограничений в рамках раздачи слонов, но этого никак не избежать: значительная часть изданий сейчас это зарубежное кино, и с большинством из них же отечественные картины не могут соперничать в плане бонусного раздела, как минимум, не смотря уж на фактор entertainment’а, тем более, что в 2016-м году соперников у них среди «наших» не наблюдалось. Сказать проще, все лучшее в каждой из категорий выбрано только из практики, того, что я лично имел возможность лицезреть на носителях, осевших в моей коллекции, и это на сто процентов голливудская продукция. Под конец года у нас состоялся ряд релизов, до которых я физически не смог добраться в виду бюджетных и временных ограничений («Чудо на Гудзоне», последняя инсталляция из серии «Люди Икс», «Звездный путь 3», «Отряд самоубийц»), есть и такие, которые я еще не готов заполучить себе во владение по причине спорности самого фильма (тот же триквел «Стар трека», «Варкрафт», «Книга джунглей»). Автор этих строк, что бы вы знали, имеет -3 на оба глаза и легкую ограниченность слуха в левом ухе, что не должно смущать никого из уважаемых читателей, ибо он подошел к оценке со всей ответственностью.
Лучшее изображение. Победителя в этой категории оказалось выбрать не так просто – из всего изобилия крутых «картинок» обособить 4-5 наидостойнейших особого труда не составит, а вот дальше берем в руки увеличительное стекло, привлекаем третью сторону, если надо, и прокручиваем фрагменты один за другим, напрягаем память где и что примечал на предмет вау-эффекта или внезапных «завалов». Сразу оговорка – CGI-мультфильмы сюда не попадают по известной всем причине. Конкуренция очень жесткая, поскольку все из окончательного списка номинантов достойны только самых лестных слов и выглядят на пять с плюсом. В этой чемпионской гонке шустрее всех оказался запоздавший на более чем полгода отечественный релиз «Мира Юрского периода». Да, фильм во всем мире если и выходил, то в 2015-м, а у нас его пришлось ждать аж до середины 2016-го, но оно того, безусловно, стоило. Кино слабое, но изображение на нем совершенно безупречное: контраст, резкость и глубина поражают своей отточенностью. Полеты на вертолете над джунглями острова – это как посмотреть в окно и никакого 3D не нужно, что бы дух перехватило от этого великолепия. В соперниках были "Эверест", «Звездные войны: пробуждение Силы» и «Черепашки-ниндзя 2». Последних чуть подкосили фирменные «парамаунтовские» мурашки в некоторых фрагментах (на них вообще можно не зацикливаться, но дотошность свое дело сделала). Первые два фильма подвела немного «обычная» цветовая палитра – тот самый случай, когда аналоговость слегка спасовала перед грамотной постобработкой.
Лучший звук. Эта номинация должна носить абсолютный характер и учитывать все звуковые дорожки, доступные на изданиях. Однако, во внимание нужно принимать то, что большинство локализованных треков (русский, польский и прочие), в отличие от оригинала, пожаты в стандартный DD или DTS с превышением по громкости, от чего создается мнимый эффект крутизны, тогда как в мелочах и нюансировке, банальном количестве каналов, они свое уступают. Поэтому я определю лучшего только среди первых. В 14-15 году набрать тройку чемпионов было проще простого, а вот отдать предпочтение одному из них было невозможно. Ушедший год такой роскоши не предоставил. С ходу можно назвать чуть ли не десяток «дорог», которые могли бы захватить пальму первенства. В большинстве своем это kick-ass-Atmos, но есть и парочка «белых ворон» от DTS. «13 часов» от Майкла Бэя – это огненный шквал, настоящий праздник для любителей экшена, сочетающий в себе фирменный бэевский напор и великолепный объем. Такому Atmos’у свойственна некоторая однообразность действия – при всей фееричности трек скромен на неожиданности, которые предоставляет, например, английский DTS:X на диске с фильмом «Джейсон Борн». Формат только начинает свое шествие по российским домашним кинотеатрам и пока уступает конкуренту от Dolby в мощности, но имеет полное право называться объектоориентированным – такой активности каналов и проработки деталей и объема еще поискать. Сцены беспорядков в Греции превосходят все ожидания – невероятно плотное и насыщенное звуковое поле, деталей тьма, пространство уходит глубоко вдаль, а перемещение образов и эмуляция помещений (финальная рукопашка и первая сцена с Дэймоном, где его везут на бой в автомобиле) безукоризненны. Вот бы еще вспоминали про сабвуфер иногда, тогда б цены не было треку. Для раскачки саба же у нас есть «Кловерфилд, 10». Низы там такие, что волосы в области подмышек шевелятся, а сделать чуть громче, так у соседей штукатурка начнет сыпаться – еще одно идеальное аудио. Не менее впечатляюще звучат «Мир Юрского периода» (DTS HD-MA 7.1) и вторые «Черепашки-ниндзя» (Atmos). Первому недостает только более глубоких басов и обработки пространства – все-таки чувствуется иногда, что действие ограничено стенами комнаты из-за банальной нехватки «воздуха». Во втором случае, что странно, финальный экшен менее напорист, чем того ждешь от формата. После такой-то лирики вдвойне приятно величать лучшим из лучших саунд «Эвереста» - неимоверно гибкий и громоподобный. Сегодняшний предел мечтаний кинолюба, этот Atmos поражает воображение даже в конфигурации 4.1 (именно так слушает кино ваш покорный слуга) в каждой сцене выжимая из усилителя и динамиков максимум.
Лучший звук в российской локализации. В этой подноминации определим лучшую дорожку на русском языке. Кастраты без оригинального звука в расчет не берем, даже если там наш трек в HD-кодеке, и рассмотрим только те диски, где есть набор из «их» и «нашего». Выбор тут чуть поскромнее, чем в предыдущем случае, но чрезвычайно приятно, что наши издатели научились использовать формат BD на всю катушку – большинство топовых релизов позволяют наслаждаться фильмом и в нашей озвучке, что далеко не всегда позволял нам DVD. Здесь определенно было кому соревноваться, но итоговый мой выбор пал на картину Колина Треворроу, которую в русском варианте я настоятельно рекомендую. DTS 5.1 на диске великолепен, а западение качества по сравнению к оригиналом совсем мизерное (разницу в количестве каналов в расчет не берем). Аналогично звучит и «Пробуждение Силы», только, как и в случае, с английской озвучкой, чувствуется, что возможности аудосопровождения использованы не полностью. «Джейсон Борн» (еще бы стало иначе, имея-то такой исходник!), «Дедпул» и «Великолепная семерка» тоже отмечены как эталоны для своего формата, при чем у вестерна DD 5.1 на русском реально мускулистей английского DTS HD-MA 7.1 в низкочастотном плане.
Лучшие дополнительные материалы. Информативность, продолжительность, разнообразность, перевод, качество видео, в конце концов, все это влияет на определение лучших в категории допов. Ни одно издание не будет полноценным, если в нем нет бонусного раздела, грамотно подготовленного и оформленного. У нас и тут все не как у людей – «обрезки» никуда не делись и нам по-прежнему сплавляют недорелизы без закулисного контента, однако, есть и чем похвастать. «Джейсон Борн» щеголяет дополнительной DVD-шкой с фичуретками, которых нет на американском издании – это простенько оформленный довесок примерно на полчаса, состоящий из нескольких фичуреток, включая прощание с Ники Парсонс, сюжетцами о съемках в Лондоне и Тенерифе, созданием рутины штабквартиры. Подборка не столь обширна, просто хотел отметить сам факт. «Дэдпул» вот просто красава, как по объему, так и по форме. Диск вообще очень старательно сделан, и бонусы от авторов не исключение – история и ход создания фильма как на ладони, но этим набор не ограничен, ведь есть куча роликов для ТВ и кинотеатров, галереи, вырезанные и удаленные сцены, аудиокомментарии, смешные дубли. У «Великолепной семерки» окромя стандартных бонусов есть «режим возмездия», позволяющий смотреть фильм с интермедиями в исполнении актерской семерки и Фукуа (их комментарии, кадры со съемочной площадки) – субтитры на русском прилагаются – что добавляет к хронометражу около сорока минут. Я, честно, был бы не против, если б это так же вынесли за скобки картины. «Бэтмэн против Супермена» недобрал на своем борту только диск с расширенной версией, но раздел дополнений заслуживает уважения и пристального изучения – по большей части это промоматериалы, в которых делается упор на маркетинг вселенной DC, но «чайнику» будет очень интересен экскурс в истории персонажей и планы студии на них – оформление зачетное. Техническому аспекту уделено куда меньше внимания (да и какого-нибудь дневника со съемок очень не хватает), но разве вам не любопытна история нового бэтмобиля с его сборкой, дизайном, испытаниями? «Звездные войны: пробуждение Силы» - явный фаворит гонки, и будь на втором диске то, что приберегли для выпуска картины в 3D (вырезанные сцены, к примеру), то победа в номинации была бы безоговорочной, а так это лучший среди равных. Прекрасная работа от Диснея. Разумеется, отмечу немалое количество выпусков, которые, в силу исходного количества бонусов, не могут соперничать с вышеуказанными, но содержат все, что предлагают и на родине фильмов – это не может не радовать. Изюминка в таких случаях есть не всегда (это зависит от продакшн-команды), но выбирать можно и нужно.
Разочарование года. Перед главными номинациями важно добавить немножко дегтя. «Славные парни» от Шэйна Блэка были достойны большего. Я специально не пошел в кино на них, держа в уме вариант покупки диска и первое ознакомление с фильмом в домашних условиях. К «Омерзительной восьмерке» я остался холоден, но поклонников Тарантино и фильма в частности мне искренне жаль тоже – тихий ужас. «Любой ценой» - та же картина, ни бонусов, ни оригинального звука. Горите в Аду, «Новый диск» и «Paradise», вы в очередной раз подвели нашего брата! На этом фоне совсем не так обидно выглядит отсутствие у нас режиссерки «Бетмэна против Супермена».
Приз авторских симпатий.«Кловерфилд, 10», однозначно. Отличный, очень напряженный, фильм, который благодаря хорошему изданию выдержит не один пересмотр. Во многом это заслуга английского звука, но преуменьшать достоинств самой картины явно не стоит – сто минут пролетают незаметно и в первый, и во второй, и в третий разы, а дополнения хороши на столько, на сколько это вообще возможно. Жалеешь только о том, что их так мало. Что до остальных возможных любимцев, то, как и два года назад, это «Черепашки-ниндзя» - что-то более веселое и пригодное для просмотра на ДК сложно представить. Это отличный отдых в зоне аудиовизуального комфорта в компании крутых зеленокожих парней и их товарищей/противников. Вторит им и роскошный «Дэдпул», имеющий чуть-чуть более скромный по крутости оригинальный звук, а остальное в нем прекрасно.
Покупка года. Неказистость названия с лихвой компенсируем наименованием лент, о которых я давно мечтал, но все руки никак не доходили до приобретения, а может и еще какие причины были. Наконец-то заполучил «Индиану Джонса» (UK-издание) без дополнительного набора карточек, спичек, буклетов и прочего, но теперь у меня есть этот сериал в HD и пробел на полочке восполнен. Второй фильм – это «Апокалипсис сегодня». «Redux», разумеется, выходил и у нас. Великое кино в супер исполнении с одним лишь недостатком – на театральной версии отсутствует русский звук (есть только субтитры), тогда как в расширенной наша озвучка в наличии и в DTS HD-MA 5.1. Бонусы перенесены от «американца» в полном объеме на отдельную болванку. Это просто чудо какое-то!
Издание года. У меня нет сомнений в том, что «Пробуждение Силы» прекрасное кино, и что на диск оно перенесено по высшему разряду. Несколько обманул ожидания звук (почему нет Atmos?), но это мелочи – все равно аудио прекрасное. Дополнения тоже великолепны и в них есть определенный сюжет, своя логика. В будущем упорное игнорирование новомодных звуковых форматов сыграет с Диснеем злую шутку – пора бы уж и осовремениться. А пока это определенно самое крутое, что появлялась на прилавках в 2016 году. На пятки изданию наступает дерзкий, как пуля резкий, «Дэдпул», у которого тоже нет проблем с качеством диска и количеством бонусов. Битва титанов DC явно заслуживала лучшего изображения и звука, которые по меркам лидеров остались позади, но в целом держат марку большого голливудского кино и сверкают как могут. Атмос не такой громоподобный и с некоторыми упущениями в объеме и детальности (однако, и так превосходит «Человека из стали»), а картинка не самая проработанная по части темных сцен, коих в фильме хватает. Те, кто жаждал издания «Мира Юрского периода» были вознаграждены за свое терпение. На мой взгляд, его подводит только сам фильм, в остальном же краснеть нет нужды – мастерская работа. Под занавес года нам подарили и «Великолепную семерку» - забойный пиф-паф-вестерн обзавелся прекрасной картинкой и мощным русским звуком и худшим меню из тех, что я сходу могу припомнить. Замечание по поводу бонусов несколькими наградами выше, но мы об этом сожалеем не так сильно, как об отсутствии Atmos’а, который есть на 4K-издании ленты.
Резюме. Надеюсь, читающий эти строки простит мне излишнее графоманство и (не)скромный субъективизм в выборе фаворитов. Немало изданий осталось за бортом топ-листа, но это вовсе не значит, что они не достойны потраченных на них ваших кровно заработанных. Хочется верить, что практике «обрезов» рано или поздно придет конец, и ей на смену возникнет желание повернуться к потребителю лицом – прецедентов, в хорошем смысле слова, хватает. Любителям же поощрять старания киноделов и издателей желаю как можно больше качественных «синих кругляшков» на полочке, ведь это то, что делает наше любимое кино и развлечение еще ближе к нам. Спасибо.