Мартин, молодой талантливый пианист с идеалистическим взглядом на мир приезжает в Марокко, чтобы участвовать в программе помощи голодающим детям. Однако он не заметил нависшей над ним угрозы и оказался жертвой террористов, похитивших его. Главарь бандитов предлагает молодому человеку интеллектуальный поединок.
Два киллера, Рей и Кен, отправляются в отпуск после сложной работы в Лондоне. Их босс Гарри находит для них спокойное на первый взгляд местечко в Бельгии – в городе Брюгге, где оказывается гораздо горячее в плане опасностей, чем в оживлённом Лондоне.
Рецензия
Накануне Рождества двое ирландских гангстеров по приказу босса приезжают в живописный бельгийский городок Брюгге, славный каналами и музеями, чтобы спрятаться на пару недель. Старший гангстер (Глисон) любуется средневековой фламандской архитектурой и живописью, младший (Фаррелл) видел живопись в гробу и впервые оживляется, когда замечает на улице карлика. Босс (Файнс) до поры до времени материализуется
лишь в виде матерных записочек и нервного голоса в телефонной трубке — но так будет не всегда.
Роль туристического, но тихого Брюгге подробно обсуждается в картине — это то ли ад, в котором грешники застревают навечно, то ли чистилище, где решается их судьба, то ли просто провинциальная дыра, где все герои волей-неволей сталкиваются по три раза на дню на ратушной площади. Или — все сразу. Относительно молодой английский драматург МакДонах снимает свой первый полный метр, а до этого была короткометражка, и
он получил за нее «Оскара»: если так пойдет и дальше, кому-то определенно придется подвинуться. Можно сколько угодно рассуждать о влиянии Тарантино, например, но тут есть нюанс: МакДонах пишет диалоги… скажем мягко, не хуже Квентина. Первая половина фильма — почти абсурдистская черная комедия о том, как два ирландских хмыря бродят по городу, — только на диалогах и держится, и это какой-то праздник. «Ты поднимаешься?» — «А что там?» — «Ну вид». — «Вид чего? Вид того, что здесь? Я и так здесь». — «Ты ужасный турист,
Рэй». — «Слушай, Кен, я вырос в Дублине, и я люблю Дублин. Если бы я вырос на ферме и был умственно отсталым, Брюгге впечатлил бы меня. Но я там не рос, поэтому это не так». Потом идет немного оживляжа: убийство ребенка, избиение женщины, кокаиновая оргия с карликом и шлюхами. И наконец, когда ты уже настроился гыгыкать вплоть до финала, появляется Рэйф Файнс, и «Брюгге» вдруг превращается в пронзительнейшую драму с катарсисом и всеми делами: выясняется, что герои — вовсе не Траволта и Джексон, а скорее Кейтель
и Де Ниро из «Злых улиц». Словом, новый гоголь-моголь родился.
За кадром
Для сохранения атмосферы праздника на съемках в некоторых районах Брюгге сохранили рождественские декорации аж до середины марта. Мэр города в связи с этим обратился к жителям со специальным коммюнике. Гораздо важнее, впрочем, что у этого фильма рейтинг IMDB 8,1 из
10 при шести с лишним тысячах голосовавших.
Румыния, 1938 год. В старого профессора лингвистики (Тим Рот) во время акта суицида попадает молния. Пришедший на помощь добрый доктор (Бруно Ганс) обнаруживает удивительную штуку: профессор мало того, что выжил, но еще и помолодел на сорок лет, умеет читать книги, не раскрывая их, и управлять огнестрельным оружием на расстоянии. Последней суперспособностью заинтересовались немцы, и профессор, преследуемый по пятам
нацистами, спешно бежит в Швейцарию, где встречается со своей бывшей возлюбленной (Александра Мариа Лара), тоже помолодевшей после удара молнии, считающей себя индийской принцессой и научившейся говорить по древнеегипетски.
За кадром
Фильм основан на одноименном романе антрополога-мистика Мирча Элиаде, который увлекшийся нью-эйджем Коппола прочитал по совету своего школьного приятеля и религиозного мыслителя Уэнди Донигера. Коппола финансировал съемки из доходов своей процветающей винодельческой фермы в Калифорнии. Несмотря на румынскую литературную основу, участие румынских актеров и съемки в Румынии, в фильме, не звучит ни одного слова по-румынски
(кроме рождественской песенки в титрах). Зато обильно представлены древнеегипетский язык и санскрит. Это первая, после "Благодетеля", режиссерская работа Фрэнсиса Форда Копполы за последние десять лет.