Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Каким сценаристом вы хотите стать?


 

Диалоги о кино 

2015-04-01

 

От того, насколько точно вы выполните то, о чем говорится в этой главе, зависит весь успех нашего с вами предприятия. Ошибетесь – не видать вам первого места, как толстяку своего… допустим, брючного ремня.

Чтобы куда-то попасть, прежде всего нужно как следует прицелиться. Этим мы сегодня и займемся.

Стать лучшим сценаристом – цель не просто расплывчатая. Это на самом деле много разных целей. И чтобы в них попасть, нужно стрелять в разные стороны. Учитывая то, что стрела, которую мы отправляем в полет (то есть вы) у нас одна, поразить их все разом не получится.

Среди сценаристов не бывает многостаночников. Практически никому не удается одинаково хорошо писать и военные драмы и детективы и мыло и ситкомы и фестивальное кино и патриотические блокбастеры и анимационный артхаус и кино для детей. Вам тоже не удастся. Нужно выбрать одну точку приложения, в которой вы должны стать лучшим

Что именно выбрать? О, это вопрос вопросов.

Тестировать нужно.

Пробовать разное. Писать и смотреть – что получается лучше, что больше нравится, что более востребовано. Бывает, человеку кажется, что у него есть дар великого политического сатирика, а на самом деле он всю жизнь, сам того не догадываясь пишет сказки для детей и подростков (в свое время в эту ловушку попали Свифт и Рабле).

Очень важно не ошибиться при выборе ниши. Такие ошибки стоят людям лет и даже десятилетий потраченной впустую жизни, депрессий и разочарований.

Давайте я для начала опишу вам неправильный (но довольно распространенный) способ выбора своей ниши.

В Доме кино или на каком-нибудь мастер-классе вы встречаете сценариста, который полностью соответствует вашему представлению о том, каким должен быть сценарист номер 1. Он благоухает дорогим парфюмом, сверкает золотыми часами и перстнями и доверительно рассказывает о том, как  послал на три буквы известного продюсера. Он только что прилетел из Индии и завтра улетает в Берлин. У него расписаны заказы на два года вперед.

Вы смотрите на него. Вы завидуете. Вы хотите так же. И вы начинаете подражать этому сценаристу. Пишете то же самое, что и он. Идете его путем. Делаете то же самое, что делает он, в надежде получить аналогичный результат.

Вернее, это вам кажется, что вы делаете то же самое. На самом деле вы повелись на парфюм, часы, Берлин и очередь заказчиков. То есть на пиар.

Как бык, который дуром попер на красную тряпку.

Не делайте так.

Сделайте по-другому.

Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Вообразите себя Константином Львовичем Эрнстом. Какой проект вы заказали бы именно этому сценаристу?

Посмотрите на свою фильмографию на «Кинопоиске» (если она у вас уже есть). Каким вашим проектам зрители поставили наивысший балл? Мы привыкли относиться к аудитории свысока, и совершенно зря. Зритель – не дурак, скорее всего, именно тот ваш проект, у которого самая высокая оценка зрителей, и есть ваш лучший. И значит, это и есть тот жанр и формат, который дается вам  лучше всего.

Составьте список фильмов и сериалов, которые вы посмотрели за последний месяц. Какой жанр преобладает? Если вы смотрите в основном фильмы ужасов – скорее всего, ваше призвание – пугать людей до полусмерти. Если комедии – скорее всего, вам нравится смешить.

Ну и наконец, вам-то самому что больше всего нравится писать?

Проверив себя по этим четырем критериям, вы найдете свою нишу.

Чем уже выбранная вами ниша – тем лучше. Исторические мелодрамы – лучше чем мелодрамы вообще. Военный детектив – лучше, чем просто детектив или военное кино.  «Усмешнитель», хедрайтер или диалогист в ситкоме – лучше, чем просто автор ситкомов.

В своей узкой нише вы должны стать однозначно лучшим. С большим отрывом. Никого даже рядом с вами стоять не должно. Только вы и – больше никого. Если вы этого не добьетесь, вы никогда не будете сценаристом номер 1.

Кстати, стать самым лучшим в узкой нише – условие необходимое, но недостаточное для того, чтобы стать сценаристом номером 1. Хотите узнать, что нужно еще? Оставайтесь с нами, обо всем расскажу в свое время.

Запомните:

Чем уже ниша, тем легче занять в ней лидирующее положение.

Сделайте:

«Пробейте» себя по перечисленным выше критериям и выберите свою нишу, в которой вы будете занимать лидирующее положение.

Прочтите:

Джек Траут и Стив Ривкин, «Дифференцируйся или умирай!»

Ваш

Александр Молчанов

PS. Если вы хотите не просто узнать больше, но и еще чему-то научиться – присоединяйтесь к нашей сценарной онлайн-мастерской. Прямо сейчас вы можете записаться на курс по написанию сценария полнометражного фильма, который начнется 1 июля. Торопитесь, количество мест в мастерской ограничено:

ЗАПИСАТЬСЯ В СЦЕНАРНУЮ МАСТЕРСКУЮ!

 

Хорошего дня!



В избранное