Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Как узнать, есть ли у вас талант?


 

Диалоги о кино 

2015-03-10

 

Друзья, привет!

С вами Александр Молчанов, и мы начинаем волшебное путешествие в мир кино и телевидения.

Для начала нам нужно выяснить, есть ли у вас талант. 

Если у вас нет таланта, мои статьи вам не помогут. Честно говоря, вам ничего не поможет. 

Но как узнать, есть ли у вас талант? Способ есть, хотя он не очень простой и степень точности, как бы помягче сказать, не слишком высокая.

Начнем с того, что точно не работает.

Совершенно точно не имеет отношения к наличию или отсутствию таланта ваша уверенность или неуверенность в его наличии или отсутствии. В истории не было ни одного гения, который хотя бы на минуту не усомнился в себе. «Я чувствую себя серым и никчемным композитором» - писал Дмитрий Шостакович. В то же время в истории искусства было немало самоуверенных, ни на минуту не сомневающихся в себе бездарностей. «Я гений Игорь Северянин!»  - помните такого поэта? Нет? Как вы думаете, почему?

Также вам не поможет трезво оценить свои способности признание или непризнание окружающих. Каждый известный автор проходил через этап если не забвения, то равнодушия. В это трудно поверить, но про Пушкина в последние несколько лет его жизни поговаривали, что он «исписался». В частности, последние главы «Евгения Онегина» и «Полтава» были приняты публикой не очень благосклонно. Почти полвека Пушкин вовсе не считался первым поэтом, и лишь речь Достоевского 8  июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности вернула Пушкину статус «явления чрезвычайного». Кстати, сам Достоевский в первые годы советской власти был вовсе запрещен.

Величайший гений музыки Бах был напрочь забыт почти на сто лет. Два последних сценария Шпаликова не были не только сняты, но даже прочитаны. Список можно продолжать до бесконечности. Так что оценка современников и даже потомков не может быть достаточно надежным критерием таланта.

Тем не менее, такие критерии есть, и вы можете их использовать.

Во-первых, вы должны понять, заряжаетесь ли вы энергией, когда занимаетесь творчеством. В нашем случае – заряжает ли вас энергией написание сценариев?

Обратите внимание – я не имею в виду, любите ли вы и знаете ли вы, например, кино. Это как раз неважно. Когда я решил стать сценаристом, я почти ничего не знал о кино, очень мало смотрел и, честно говоря, не очень-то его любил, с детства предпочитая книги. Итак, вы можете не любить смотреть кино – это не так важно.

Также неважно, нравится ли вам писать сценарии или не нравится. Важно - заряжаетесь ли вы энергией в процессе написания или теряете энергию. Если заряжаетесь – талант у вас, скорее всего есть. Если теряете – скорее всего, нет.

Понять, зарядились вы или потеряли энергию, очень просто. Вам трудно остановиться, когда вы «расписались»? Хочется писать еще, когда вы закончили дневную работу? Или вы едва терпите до конца намеченной работы и падаете без сил?

«Ай да Пушкин! Ай-да сукин сын» - как вы думаете, зарядился или потерял энергию автор, который так восклицает после законченной работы?

Второй важный критерий – это оценка эксперта. Не путать с оценкой публики. Вы должны выбрать настоящего эксперта. Это должен быть человек, который действительно разбирается в вашем предмете и в то же время не имеет с вами личных отношений. Мама, жена, лучший друг не подойдет. Если у человека есть с вами личные отношения – его прицел будет сбит, он даст оценку либо слишком завышенную, либо слишком заниженную.

Лучше, если сам эксперт не занимается творчеством. Творческие люди ревнивы.

Лучше, если эксперт не будет профессиональным критиком. Их оценка профессиональна, но также несвободна, связана с различными внутрицеховыми обязательствами. Как правило, у каждого критика есть некая картина мира, которую он яростно защищает. Если вы в нее не впишетесь – огребете по полной.

Хороший способ проверить эксперта – попросить сказать что-то о другом авторе, с которым ни он, ни вы не знакомы лично. Если вы видите, что эксперт способен дать беспристрастную оценку – тогда можно доверить ему и свое искрометное творчество.

Оценка эксперта – это не приговор. «Прозаик из тебя не вытанцовывается». Знаете, кому это сказали? На минуточку, Гоголю. Чем больше экспертных оценок вы получите – тем ближе к правде. Если двадцать человек в один голос твердят вам, что вы вполне бездарны – возможно, лучше и впрямь поискать себе другое занятие.

И наконец, третий критерий – по мере практики у вас должно получаться все лучше и лучше. Когда человек только начинает заниматься творчеством, у него есть несколько преимуществ. Он может использовать весь опыт предыдущей жизни. Он может использовать приемы, заимствованные у других авторов. И у него не замылен глаз. Поэтому очень часто первый сценарий и первая книга у многих авторов и оказывается лучшим. А вот когда пишешь вторую…

В литературе для этого есть хорошее название – «синдром второй книги». Первую пишешь на топливе, которое собирал всю предыдущую жизнь. А вторую уже нужно писать «с колес». Многие творцы на этом ломаются.

Если автор не останавливается и продолжает работать, и в конце концов ему снова удается написать что-то не хуже, чем его первый текст – значит, у автора и впрямь есть талант. Если не удается – значит, успех первого текста был не связан с талантом. Да – со свежим взглядом, новым материалом, может быть, несколькими заимствованными приемами. Но не с талантом.

Кстати, сценаристам редко удается написать первый же хороший сценарий. Обычно в топку отправляются первые пять-десять сценариев. Известны случаи, когда автору удалось продать лишь сотый написанный сценарий. Именно поэтому я заставляю своих учеников писать как можно больше с первого же занятия. Хочу, чтобы они как можно скорее написали все свои плохие сценарии и начали писать хорошие. Если у человека есть талант, очень скоро становится заметен прогресс. Каждый следующий сценарий становится лучше, чем предыдущий. Если это происходит – определенно, у автора есть талант.

В следующей главе я расскажу вам, почему, несмотря на наличие таланта, вам не нужно становиться сценаристом номер 1.

Запомните:

Процесс творчества должен заряжать вас энергией.

Сделайте:

Найдите эксперта, который оценит ваше творчество.

Прочтите:

Говард Гарднер «Структура разума. Теория множественного интеллекта». 

Продолжение следует. 

Ваш

А. Молчанов.

Хотите узнать больше?

Вам сюда:

http://kinshik.ru/ 

 

Хорошего дня!



В избранное