Новинки проката: наркоторговля, чудеса и битломания
Грядущая кинонеделя выглядит на редкость многообещающе: на прилавки кинотеатров выбрасывают реального претендента на Оскар, связку интернационального артхауса и жанровое кино на любой вкус
Конец года - урожайная пора для киномана. К декабрю на студийных плантациях и в независимых огородах поспевают и самые амбициозные, и самые нестандартные проекты. К сорту "озимых" принадлежит криминальная драма "Гангстер", создатели которой
не скрывают своих нескромных претензий. Свой фильм потенциальным зрителям они представляют как основного кандидата на получение престижных кинонаград и делают это не без оснований. Главные роли в новой преступной саге исполняют заслуженные оскароносцы Дэнзел Вашингтон и Рассел Кроу, а режиссерские функции исполнил Ридли Скотт. Последнее имя, пожалуй, главная приманка и одновременно неслабая гарантия. Англичанин с почти маниакальной последовательностью вписывает в свой послужной список
все новые и новые жанры и вот наконец добрался до гангстерского эпика. И хотя уже давно ясно, что Скотту в этом начинании не суждено переплюнуть Кубрика, создававшего шедевры в каждой попытке, следить за его успехами занятие чрезвычайно увлекательное.
Конец года - еще и пора детского смеха и рождественского волшебства. Однако этими блюдами нас потчевать отчего-то не спешат. "Зачарованная" оказалась слишком взрослой, "Золотой компас" - слишком технологичным. Восполнить пробел может "Лавка
чудес" режиссера-дебютанта Зака Хелма. Молодой человек уже сделал себе имя как сценарист, написав интеллектуальную сказку для взрослых "Персонаж". Следующую вышедшую из-под его пера сказку, на сей раз волшебно-детскую, Хелму доверили снимать самостоятельно. История в ней рассказывается, в общем-то, банальная:
прожженной реалистке (Натали Портман) предстоит поверить в неочевидное и невероятное и тем самым спасти бизнес, подарить детям праздник и наладить собственную жизнь. Справится ли героиня с этой задачей - вопрос риторический. Кстати, для молодой, но уже очень опытной актрисы Натали Портман "Лавка чудес" - своего рода дебют, ведь до сих пор она
специализировалась почти исключительно на историях драматических и душераздирающих.
Если в "Лавке чудес" волшебство вынуждено бороться за свои права, то в фильме "Через вселенную" ("Across
the Universe") оно чувствует себя совершенно свободно, а потому гарантированно распространяется на зрительный зал. Дело в том, что действующие лица этой музыкальной истории выражают свои мысли и чувства словами песен легендарной группы The Beatles. Идея не нова - используется та же схема, что и в театральных хитах Mamma Mia! или We Will Rock You, приобщивших к драматургии наследия ABBA и Queen. Посягнуть на самое святое духу наконец достало Джули
Тэймор, постановщице артистичной "Фриды". Женщина-режиссер предлагает совершить экскурсию в бунтарские 60-е - эпоху, когда молодежь еще была политически активна, а ее расширенным сознанием безраздельно владел рок-н-ролл. Стоит добавить, что герои мюзикла, в котором звучат магические мелодии ливерпульской четверки, носят неслучайные имена: центральных персонажей зовут Джуд и Люси, также здесь есть д-р Роберт и м-р Кайт.
Битломанскую постановку в списке премьер недели подпирает еще несколько картин фестивально-артхаусных достоинств. Грузия и Франция (эти две страны уже давно наладили теснейшие кинематографические связи) представляют этнографически-созерцательную,
но не лишенную остросюжетности драму "Наследство" классика Теймураза Баблуани ("Солнце неспящих"), снятую при непосредственном участии его сына Гелы Баблуани, проживающего в Париже. Фильм отца и сына отобран в основную программу фестиваля независимого кино в Санденсе. Из Турции до нас наконец добрались "Времена года" Нури Бильге Джейлана.
Экзистенциально-философская история любви, созвучная прозе Памука и классическим лентам Антониони, уже успела собрать множество наград на различных кинофестивалях, в т.ч. Приз ФИПРЕССИ в Каннах-2006. Америку в этой компании представляют криминальные "Игры дьявола". Вполне мэйнстримный сюжет этой картины и присутствие в ней голливудских звезд почти первой величины не должны вводить в заблуждение. Фильмы 83-летнего Сидни Люмета,
режиссера "12 разгневанных мужчин", "Собачьего полдня" и "Серпико", иначе как авторскими не назовешь. В пользу того, что это кино - "другое", говорят и мизерные сборы на родине, подкрепленные высоким рейтингом на imdb.
От такого соседства даже откровенно жанровые релизы прониклись чувством собственного достоинства и всем своим видом показывают, что и они не так просты. Комедийная мелодрама с прозаическим и сразу все объясняющим названием "Влюбиться в невесту брата" как бы ненароком сообщает, что одну из ролей в ней исполнила Жюльет Бинош. Блистательная французская актриса способна облагородить даже повадки Стива Карелла, по какому-то недоразумению считающегося комиком. Клаустрофобный триллер "Парковка", не отличающийся оригинальностью сюжетных ходов, в качестве своего козыря готов предъявить актера
Уэса Бентли (помните парня с камерой из "Красоты по-американски"?). Наконец, французская мелодрама "Просто вместе" ставку делает на мягкий социальный протест и природное обаяние Одри Тоту, хотя многим достаточно уже просто того, что мелодрама - французская.
Единственное исключение составляет псевдоисторический экшн "Во имя короля: История осады подземелья". Все равно никто не поверит, что новое творение Уве Болла ("Бладрейн"), на сей раз осчастливившего своим вниманием Dungeon Siege, может иметь хоть какие-нибудь достоинства. Ни звездный актерский состав, ни надежный сюжетно-событийный фундамент, ни популярность первоисточника не способны противостоять искренней преданности немецкого режиссера своему делу. Проклинаемый игроманами по всему миру, он продолжает клепать недорогие игронизации, еще и еще раз доказывая, что гений и злодейство - вещи несовместные.