Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома - Самый главный босс


Для участия в интересном конкурсе требуются киноманы и просто любители кино! Условия здесь

Новый фильм Ларса фон Триера - событие в мире кино

Самый главный босс / Direktoren for det hele (Дания, Германия, Исландия, 2007)

режиссер: Ларс фон Триер

в ролях: Йенс Албинус, Петер Гантцлер, Бенедикт Ерлингссон, Ибен Яйль, Фридрик Тор Фридрикссон, Каспер Кристенсен

ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
(российские критики о "Самом главном боссе"):
Положительные отзывы:
Триер, снимающий малобюджетную офисную комедию, это, конечно, Мухаммед Али со скакалкой — ну или Шумахер на детском автомобиле с педальками. В добровольный дауншифтинг в его случае никто, конечно, не поверит — все уверены, что у него кризис, чему порукой и свежий триеровский манифест с заголовком (внимание) «Гений в кризисе». <…> насчет кризиса, это, простите, бессовестное кокетство. То есть понятно, что с неоклассицистическими проповедями на материале американской истории надо делать перерыв, там и так уже одна выжженная земля вместо Америки; и понятно, что непонятно, куда идти дальше, но если Триер банкрот — такого блистательного, остроумного, уверенного в себе банкрота мир не видел.
Это не шаг назад — Триер, как крокодил, ходить назад просто не умеет. В «Боссе» он по многим параметрам заходит дальше, чем в фильмах американской трилогии. Эстетика студийного брака, которой он традиционно лечит себя от тяги к красивостям, тут доведена до полного совершенства (и окончательного идиотизма): в соответствии с какой-то очередной новой доктриной <…> Триер теперь снимает без оператора, камеру произвольно наводит и фокусирует компьютер, а монтажные склейки рубят диалоги на полуслове. И, как всегда, в своей битве против формы и красоты наш герой блистательно проигрывает: сколько ни портит он пленку, сколько ни выкручивает себе руки, все равно получается красиво и в чисто кинематографическом смысле до невозможности хорошо — лучше, чем когда бы то ни было.
Роман Волобуев («Афиша»)
 
Некоторые из уважаемых мной коллег, успевшие посмотреть "Босса" за рубежом, остались разочарованы, сочтя его не более чем шуткой гения. Тем более что по жанру это комедия. Между тем, при всей скромности, это полноценная картина фон Триера. Датский мэтр в очередной раз изобрел новый метод съемки — вновь, как всегда, неформальный, обусловленный содержанием своей ленты. <…>
Право, неугомонный этот Ларс. То изобретает "Догму" — и в ее псевдодокументальном стиле (дрожащая ручная камера и пр.) начинают снимать даже рекламные ролики. То — в "Догвилле" и "Мандерлее" — воскрешает архаичный телетеатр, и это почему-то заставляет верить в истинную реальность происходящего на экране и особенно внимательно вслушиваться в парадоксальный текст. Теперь он изобрел новый вид съемки, как бы не зависящий от режиссера. Свой новый принцип он называет automavision.
Юрий Гладильщиков («Русский Newsweek»)
 
Все это, честное слово, очень смешно. Как и обещал фон Триер в самом начале, это не более чем комедия, в которой можно всласть посмеяться над «общечеловеческими» ценностями (каковыми сегодня являются в первую очередь проявления корпоративной культуры). Юмор концентрируется не на самых интеллектуальных, но невероятно приятных вещах… <…> Юмор - своеобразного, впрочем, толка - кроется и в манере съемок, во многом пародирующей созданную тем же самым фон Триером «Догму». В данном случае Триер обошелся практически без оператора - его обязанности исполняла компьютерная программа, которая самостоятельно определяла ракурс съемки и продолжительность дубля.
«Самый главный босс» <…> появился как бы ниоткуда (многие из тех, кто в принципе следит за современным кинематографом, невольно вздрогнули - вот тебе и раз, новый фильм фон Триера!) и прекрасно понимает свое промежуточное положение между «настоящими» картинами мастера… <…>
Фон Триер изумительно выступил в жанре, который подвластен далеко не каждому, - в жанре «маленького фильма большого режиссера».
Станислав Ф. Ростоцкий («Время новостей»)

Нейтральные отзывы:
…сумрачный скандинавский гуру взял тайм-аут и снял вроде бы совсем не революционную, а скромную офисную комедию. <…> Характеризуя его новый опус, следовало бы все характеристики закавычить: «скромную», «офисную», «комедию».
Недавно перешагнувший полувековой рубеж, Триер пытается перестроиться — хотя «перестройкой» себя и всего кинематографа занимается на протяжении всей жизни. На берлинском фестивале мэтр распространял очередную прокламацию «Манифест о восстановлении»… <…> В суровой «аскезе» кинематографических средств Триер пытается искусственно возбудить свой угасающий художнический пыл. Похоже, революционер и в самом деле устал. Однако новую картину снял всего за пять недель, причем строго в соответствии со сформулированным сводом правил.
Триер, осознанно или нет, отталкиваясь от «Ревизора», рисует картину современного офисного мира, который до основания проеден ржавчиной недугов, описанных еще Гоголем. Аморальность, лицемерие, манипулирование людьми, которые в схеме «товар—деньги—товар» перестают существовать даже в качестве тонкой «прослойки».
Похоже, Ларс фон Триер снимал комедию, готовя поле для нового радикального маневра.
Лариса Малюкова («Новая газета»)
Раздражающая зрителя манера съемки плюс резкий монтаж позволили оживить разговорную комедию, все действие которой разворачивается в скучном офисе. Впрочем, не только ради этого Триер заменил оператора компьютером. Одержимый манией контроля датчанин пытался ответить на вопрос: можно ли полностью контролировать развитие событий? А если ты при этом делаешь вид, что не принимаешь участия в происходящем?
Судя по тому, что фильм все-таки получился, ответ - "да". Но и из истории Равна есть свой, неутешительный для Триера вывод: тотальный контроль невозможен, пока есть такое банальное условие, как человеческий фактор.
Анна Федина («Известия»)
 
Национальная разговорная комедия крепко завязана на местном климате, датский климат располагает к уничижительной самоиронии. <…> Для превосходной комедии "Самый главный босс", наверное, чересчур абсурден и холодно-интеллектуален. Но как ироничный автопортрет нации - это действительно и забавно, и чертовски к лицу изображаемому объекту. Главное, не ждите от фильма традиционной триеровской фиги в кармане. Иногда ситком - это просто ситком.
Василий Корецкий (“TimeOut”)

Отрицательных отзывов обнаружить не удалось.

Мнения других известных критиков о "Самом главном боссе" читайте здесь.

Ждем вас на http://cinema.gogol.ru!


В избранное