Выходу на DVD одного из самых громких фильмов прошлого года посвящается
ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
(российские критики о «Вавилоне» Алехандро Гонсалеса Иньярриту):
Положительные отзывы:
"Вавилон" — это не столько фильм, сколько трудный опыт, через который необходимо пройти. Это испытание для зрителя, обладающее такой очистительной силой, какая доступна только очень крупным произведениям. <…>
Уникальность и сила фильма в том, что он раз за разом, охватив взглядом планету едва ли не с космических высот (или с высот Вседержителя, как кому угодно), затем снижается до уровня одной семьи и одной души. Дает возможность за лесом увидеть деревья, за человечеством — человека, взывая к первозданным "библейским" эмоциям (способности сострадать, в первую очередь), которые могут дремать под наркозом модного
цинизма, но пока еще не умерли. Его систему нравственных координат можно признать и старомодной, но я бы признал вневременной и вечной, как в любой притче. <…>
Думаю, на таких фильмах проверяются человеческие качества. Людям рационалистичным будет не хватать четких формулировок, ясных авторских оценок событий картины. <…>
...фильм Иньярриту имеет <…> резонанс в мировой критике <….>, но его снисходительно поругивают наши уставшие от "гуманистических слюней" рецензенты. Они тоже по-своему правы: если ланцетом патологоанатома расчленить "Вавилон" на фабульные ходы, он окажется беззащитным: обнажится скелет, станут видны сухожилия, соединявшие бытовые зарисовки в эпос жизни, и мускулы, притянувшие не всегда убедительные мотивировки к единой финальной
точке. Валерий Кичин («Российская газета»)
«Вавилон» <…> поражает размахом затронутых тем, разнообразием художественных средств. Что касается больных вопросов, которые, как всегда, в изобилии поднимает Иньярриту, то досталось всем: и американским супружеским парам, и японским школьницам, и нелегальным мексиканским эмигрантам, и африканским пастухам, и политическим лидерам, намертво запутавшимся в терминологии (в фильме они никак не могут разобраться, что есть терроризм, а что
– трагическая случайность). Камера смотрит на героев преимущественно сверху, ясно, что они здесь – судимые. Словно режиссер поднялся на руины Вавилонской башни, чтобы оттуда вести рассказ о печальной судьбе ее строителей, лишившихся общего языка. И как бы в напоминание об этой самой башне плоская поверхность пустыни в кадре резко сменяется видами гор или токийских небоскребов. Чем ближе финал, тем ниже опускается камера, оказываясь в конце концов вровень с героями. Это та нулевая отметка, в которой силы, разбуженные
Иньярриту, уравновешивают друг друга. Фильм заканчивается не на мажорной и не на минорной ноте, он заканчивается молчанием. «Молчание языков» и служит ответом Иньярриту на поставленный вопрос о возможности взаимопонимания между людьми. Мария Гросицкая (www.filmz.ru)
Нейтральные отзывы:
…освоение больших бюджетов сыграло с Иньярриту злую шутку. Вместо сугубо авторского кино, которое он задумывал, на выходе получился чисто продюсерский проект, амбициозный и якобы всеохватный — эдакая сага о месте и времени, меняющихся, по мысли автора, местами. <…>
Забавно, но, видимо, само название картины сыграло с Иньярриту дурную шутку. <…> Возможно, строгий мексиканский Бог, наделивший Иньярриту магией воображения и вдохнувший в него искру таланта, тоже разгневался на своего подопечного, вознамерившегося покорить голливудский олимп... <…>
Иньярриту при всех своих недостатках сумел вдохнуть в широкомасштабный голливудский проект свою знаменитую витальность, незаемную чувственность. Что есть, то есть: "Вавилон" смотришь с непреходящим интересом, восхищаясь мастерством автора, его умением подчинить себе все элементы киноязыка, от музыки до костюмов. <…> Качественный продукт, ничего не скажешь. Большое кино. В отсутствие подлинных шедевров на мировом рынке "Вавилон" может вполне сойти за таковой. Если особо не придираться,
конечно. Диляра Тасбулатова («Итоги»)
"Вавилон" - фильм о том, как маленькие глупости и элементарное нежелание хоть чуть-чуть подумать своей головой могут приводить к ужасным последствиям. Кино, в общем, хорошее, посмотреть его вполне имеет смысл. В ряду современных кинематографических поделок "Вавилон" заметно выделяется глубиной мысли, серьезностью и разносторонностью рассматриваемых проблем. <…> Однако он отчетливо демонстрирует тот печальный факт, что яркий и когда-то
действительно независимый мексиканский режиссер постепенно, но довольно явно погружается в голливудское болото. <…>
Впрочем, к счастью, пока еще Иньярриту не потерял своей режиссерской индивидуальности. Он по-прежнему разрабатывает свои фирменные приемы, он по-прежнему более или менее искренен, однако в его новом фильме уже вполне заметны элементы точной просчитанности и, если хотите, манипулятивности. А хороший режиссер не должен манипулировать зрителем. Рыдания девушек в кинозалах на "Вавилоне" - не сильно хороший знак, потому что рыдают они в четко просчитанных моментах. <…>
А дождь кинематографических наград показывает только одно: снимать стали совсем плохо и плоско, уж если "Вавилон" выглядит каким-то откровением. Алекс Экслер (www.exler.ru)
Отрицательные отзывы:
Cуществует теория: каждый житель Земли отделен от любого другого то ли шестью, то ли семью рукопожатиями. У режиссера Алехандро Иньярриту хоровод сжимается еще плотнее благодаря турфирмам и трансатлантическим перелетам: всего трое-четверо случайных знакомых - и мы совершаем кругосветное путешествие. Кроме этой мысли, "Вавилон" не несет открытий и озарений. <…>
Иньярриту вновь повторился, опять накрутил какого-то надрывного мяса на традиционную для сценариста Гилльермо Аррияга конструкцию фатальных случайностей, и сам уже почти превратился в персонажа своего кино. На экране плачет Брэд Питт, в зале рукоплещет каннская публика, на режиссера сыплются пальмовые ветви и золотые глобусы. Все вместе это выглядит всего лишь еще одним трагическим совпадением. Василий Степанов (“TimeOut”)
Мел Гибсон может удавиться — этот фильм снят среди прочего на японском языке глухонемых. Мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту и его сценарист Гильермо Аррьяга в третий раз делают фильм по одному принципу — нелинейный ход времени, пересекающиеся истории. <…>
Если трезво взглянуть на сценарий, мы увидим, что он составлен по образцу мыльных опер, причем худшего пошиба. Что Аррьяга с серьезным видом смешивает нестерпимо мелодраматические, да просто неприличные истории. Что нити, будто бы скрепляющие созданный на экране мир, формальны и порвутся при
легчайшем натяжении — а следовательно, любые надстроенные концепции просто несостоятельны. Что персонажи одномерны и ведут себя для удобства сценариста совершенно неправдоподобным образом, в ситуации выбора всякий раз принимая не легкое и естественное, а трудное и неправильное решение <…>. И это мы еще оставляем в стороне вопросы этики — а по-моему, например, нет никого омерзительнее режиссеров, которые не успокоятся, пока не убьют
в кадре ребенка, а Иньярриту проделывает это в служебных целях в каждой картине.
Поэтому мексиканец делает все, чтобы на его фильм было невозможно взглянуть трезво. Он крутит истории задом наперед, перемешивает их, пропускает через мелкое сито монтажа. Он заставляет отличных актеров выворачиваться наизнанку. У него фантастический
оператор. В рамках своей <…> эстетики Иньярриту-режиссер абсолютно безупречен. В «Вавилоне» он выдувает мыльный пузырь такого масштаба и качества исполнения, что им трудно не восхищаться — но лишь помня, что, лопнув, он превратится в пустоту, воздух, абсолютное ничто. Станислав Зельвенский («Афиша»)
Мнения других известных критиков об этом фильме читайте здесь.
Читайте рецензии и делитесь своими мнениями о фильмах на сайте ГОГОЛЬ.РУ!