Думаю, все уже привыкли к современной моде на вольные переложения классических произведений русской литературы. Целый сериал неудачных телепостановок, которым не помогло ни последовательное соблюдение всех букв литературных первоисточников («Идиот», «Мастер и Маргарита»), ни вливание чужеземной крови («Тихий Дон»), приучил многих попросту игнорировать очередные экранные опусы подобного рода.
В том, что такой подход - самый верный, позволяет убедиться «Ведьма», позиционирующая себя одновременно и как «первый российский фильм ужасов», и как осовремененная вариация на тему гоголевского «Вия». Лента, снятая украинским режиссером Олегом Фесенко по наводке российских продюсеров на территории Эстонии и с эстонскими актерами да еще и с прицелом на англоязычную аудиторию, не должна особо взволновать ни поклонников
творчества Николая Васильевича Гоголя, ни тех любителей «ужасного» жанра, кто никогда в жизни не открывал книг с произведениями классика.
Ни Хомы Брута, ни панночки в «Ведьме» вы не обнаружите. Вместо них – жовиальный репортер Айван и загадочная дочь шерифа. Как можно догадаться, действие происходит не в России и не на Украине, а где-то очень далеко, видимо, даже за океаном. Непросыхающего Айвана начальство вдруг отправляет в какую-то глушь с тем, чтобы он написал материал о приключившейся там серии мистических происшествий. Не успев прибыть в нужное ему
захолустье, наш герой вляпывается в пренеприятную историю и вынужден делать вид, что он тут ни при чем. Он не способен придумать ничего лучше, чем выдать себя за священнослужителя. Но не тут-то было. Местные жители силой заставляют его выполнять обязанности, положенные его новому сану. Чтобы спасти городок от беспокойного духа недавно почившей местной ведьмы, он должен отслужить три ночные мессы…
У Фесенко, изучавшего профессию кинорежиссера в том числе и в Германии у знаменитого Вима Вендерса, не получилось ни экранизации Гоголя, ни приличного, с позволения сказать, хоррора. «Ведьма» не обнаруживает ни одной оригинальной находки по части устрашения зрителей, и это самое ужасное, что может быть в ужастике. К тому же в ней нет ни капельки юмора. Это кино не намеревается быть модной хоррор-комедией, но в то же время
не тянет и на наивный трэш. (Все-таки это «первый российский фильм ужасов», а не «первый российский фильм вообще».) «Ведьма» настолько прямолинейна и серьезна, что не вызывает улыбки даже по недоразумению. В результате имеем один из самых нестрашных и одновременно несмешных (читай - скучных) фильмов последнего времени.
С другой стороны, визуальная часть фильма сделана вполне удовлетворительно: добротные спецэффекты (все - к месту и в меру), стандартный и традиционный набор «ужасных» атрибутов (от летучих мышей до ванны с водой). А когда смотришь ночные эпизоды в церкви, начинаешь понимать, что собственно имел в виду режиссер и под что продюсеры выделили деньги. Снято на добротном уровне – не хуже, например, недавнего «Призрака Красной
реки». Это в общей сложности примерно 15-20 минут удобоваримого действа, более или менее близкого к тексту Николая Васильевича. Действо это вряд ли кого-нибудь сможет напугать, зато не дает особых поводов для недовольства. Однако если вычесть эти минуты из общего хронометража картины, останется еще час десять «лишнего» экранного времени. С точки зрения картинки и звука и они сделаны довольно гладко. Но сценарий для них писал уже не классик. И в этом проблема. Наши современники наполнили фильм диалогами, бессмысленнее
которых сложно что-нибудь придумать, а также зачатками дополнительных сюжетных линий, которые лишены какой-либо логики и никуда в итоге не ведут.
Не исключено, что преданным поклонникам жанра «Ведьма» может показаться в чем-то даже и занимательной. Если же вы смотрите этот фильм неумышленно или вас заставляют это делать какие-нибудь остервенелые гоголефилы, попытайтесь интерпретировать его остроумно. И вы увидите, что в нем заложен интересный смысл (очевидно также неумышленный). Оказывается, современный мужчина до того беспомощен, что, даже заручившись поддержкой
высших сил, не способен справиться с дьявольским началом, укорененным, как и полагается, в женщине.
Завершу этот отчет двумя небольшими сообщениями. Во-первых, не успела выйти на экраны «Ведьма», а Олег Фесенко уже закончил сценарий для фильма «Запорожская сечь» по мотивам «Тараса Бульбы». Постановщиком этого масштабного проекта станет Владимир Бортко, главный специалист по переносу классики на экран. Во-вторых, уже в этом году ожидается премьера фильма «Вий» режиссера Олега Степченко – еще одного из числа молодых и
амбициозных. Фильм снимается с большим размахом, но снова не без значительных вольностей. Так что - продолжение следует…
_______________
Свою рецензию на любой фильм вы можете опубликовать на сайте www.gogol.ru.