Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома


EL LABERINTO DEL FAUNO: ПОВОРОТЫ ЛАБИРИНТА

 

Лабиринт Фавна / El laberinto del fauno

Режиссер: Гильермо дель Торо

Жанр: драма, фэнтези-триллер

Когда возможности кино вплотную приблизились к безграничным, многие из тех, что оказались на раздаче этих возможностей, попросту захлебнулись. Остались те, кто не сошел с ума от изобилия - потому что в головах у них все равно оказалось чуточку больше, чем легко предлагалось деньгами, компьютером и оборудованными кинозалами.

То, что творится в голове Гильермо дель Торо, загадочнее и, подозреваю, опаснее любого лабиринта с самым замороченным фавном внутри. Его миры всегда будут чуть-чуть впереди последних возможностей кинематографа. И самых смелых ожиданий зрителя.

По поводу ожиданий, кстати, путаница возникла в самом начале. Те, кто пустили фильм в категории фэнтези (иногда с разумной оговоркой фэнтези-триллер) знать не знают, что такое фэнтези; те же, кто отрекомендовали его как сказку, представление не имеют о том, что подразумевает под сказкой среднечеловеческий зритель. Поэтому в кинотеатры приводили детей. Поэтому плевались на жестокость и нелинейность сюжета. На непротокольных фей, питающихся сырым мясом, и нацистский мундир местного черного властелина. Вот такой первый поворот делает лабиринт.

Конечно, сеньор дель Торо снимал-то историю сказочную, но на том этапе ее развития, когда сказка еще не стала лубком и детской забавой. Сеньор дель Торо, всерьез предполагаю, снимал мир ребенка - мир, в котором реальность еще не императив, а сказка еще не ложь. Эта реальность и это волшебство, встречающиеся на глазах юной Офелии, девочки, чья жизнь совсем не по-сказочному тяжела и беспросветна, для зрителя преломляются еще одним миром - их собственным. То, что для Офелии повседневность, для нас чудовищное прошлое, которое мы знаем по черно-белой хронике и семейным рассказам. И поместив ту реальность в мистическое, чародейское полотно Гильермо дель Торо уже приравнял его к мифологическому прошлому - прошлому, которому теперь снова можно обрастать легендами. И здесь уже можно запутаться и решить развернуться, и даже побежать - но поздно. Ворота захлопнулись. Теперь по лабиринту - только вперед.

А дальше миры начнут сходиться. Тяжело беременная женщина, садист-офицер из фашистов, партизаны, прячущиеся в лесах - и кожистый монстр, с глазами, вставленными в разрезанные ладони, и жаба, вырыгивающая себя саму, и тонкие феи. А посередине - Офелия. Девочка, с именем, не сулящим ничего, ну решительно ничего хорошего своей обладательнице.

О! Если в смысле общих ожиданий случается непоправимое, то в конкретных обещаниях фильм удивительно точен. Весь ужас, который поднимается в тебе, когда ты вдруг сопоставляешь чью-то фразу и картинку, запрет и неизбежное его нарушение, страх и обязательно сбывшийся повод, так вот весь этот ужас будет при тебе. Даже если формально ничего не покажут. Ты только выдохнешь, обрадованный сменой кадра, но все, что не произошло на экране - произошло в тебе. Потому что - лабиринт: миновав что-то, ты еще не можешь быть уверен, что не придешь к нему вновь.

Но это, разумеется, фильм ужасов столь же мало, сколь и фэнтезийный фильм. Это фильм-сказка, фильм-видение. Фильм-лабиринт.

И если сначала он - лишь заплесневелый кромлех, выглядывающей почтенной, но все же безопасной древностью из-за зеленой завесы леса, то потом он и монстр, и наставник, и судья. Просто есть вещи, после которых в груде камней уже нельзя не увидеть величественного замка. Просто есть сцены, после которых уже не ждешь бодрого и беспечного финала со свадьбой и неизбежной победы добра над злом. Здесь все еще безумно красиво, завораживающе красиво, но это уже красота за которой скрываются чудовищные лики смерти. И даже не очень скрываются.

Но когда девочка с именем, ничего хорошего не обещающим своей владелице, пройдет через эти лики - мудро смиряясь с одними, удачливо не заметив других и предотвратив все-таки третьи - тогда красота вернется. Залитая… нет, не кровью: солнцем.

…Можно сколько угодно выписывать столбиком смыслы, отысканные в фильме. Столбик тот будет ростом со среднюю волшебную башню, то есть изрядно покарябает небеса. Можно пытаться въехать во все неочевидные акценты, затянуть фильм проведенными параллелями, как паутиной затягиваются корни старого дерева. Только не надо все это. Зачем толковать сны? Их надо впитывать кожей - или быстро и напрочь забывать.

Потому что наши чувства, чувства, которые вызывает наше субъективное восприятие мира, что мы по незнанию зовем объективной реальностью - это фавн. Ни хороший, ни плохой, просто очень переменчивый и очень крепко связанный с великими силами. Его задания - где-то простые, где-то сложные, где-то успешно, где-то напрочь провально - мы выполняем.

Но я отвлеклась. Так вот, фавн, давший Гильермо дель Торо задание снять фильм-лабиринт о внутренних сказках, этот фавн должен быть более чем доволен.

______________

Читайте кинорецензии на сайте www.gogol.ru.

Портал www.gogol.ru предоставляет своим читателям уникальную возможность быть соавторами проекта. Публикуйте у нас свои произведения!


В избранное