Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома


ОТСТУПНИЧЕСТВО ПО СКОРСЕЗЕ

 

Почти пять лет назад неугомонные фантазеры из Гонконга сняли фильм «Двойная рокировка» - про полицию, мафию, молодость и чернейшую азиатскую безнадегу. Мартин же наш Скорсезе поглядел, поглядел на картину, и сказал: это все гуд, бойз, и я как бы покупаю права на американский прокат и американский же римейк, окей? Гонконгские бойз перемигнулись и сказали, что, мол, натурально, окей, ё баксы, плиз. Потом та же штуковина с предложением баксов и ответными океями прошла с несколькими звездами-актерами, звездами-операторами и звездами-сценаристами. Чем и были созданы все предпосылки для создания фильма «Отступники». В смысле, «The Departed».

 

ХОРОШИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ПЛОХОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ

В полицейской школе учатся два парня. У Колина Салливана (Мэт Дэймон) все ок, распределение в перспективный крутой отдел, симпатичная психолог на приколе и всегда отглаженные костюмы с чистыми рубашками. У Уильяма Костигана (Леонардо Ди Каприо) отвратительная биография, дядя букмекер, отец труп и высокое начальство в момент распределения прессует его так, что у того аж глаза краснеют.

Но дело в том, что приемный «отец» Салливана - папаша местной ирландской мафии Фрэнк Костелло (Джек Николсон), который через своего в полицейской среде устраивает довольно выгодные и весьма кровавые дела. А Костигану в процессе прессовки предлагают отсидеть чуть-чуть, да и податься в мафию Костелло, чтобы сообщать государству обо всех планах негодяя для последующего срыва оных. Вот такой вот обмен.

Что будет дальше, судя по тону начала, кажется понятным. Бодрый качественный боевичок, перестрелки, пара постельных сцен, снова перестрелки, разговор о добре и зле - и do capo. Ну, конечно, это тоже будет. Но зеркало, очевидное с самого начала, окажется зеркалом, стоящим совсем не в той плоскости, которую логично было бы предположить. Ведь дело совершенно не в боевичке. Потому что, как сказал великий Пушкин, обо всем - но не по-всякому.

И крестный папа современного гангстерского кинематографа Мартин Скорсезе и его бойз, конечно, говорят все о том же - но ах, ах, как говорят!

КАК БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЛИ

Есть такое мнение, что если вполне такой потрясающий фотограф возьмется снимать домашнее пьяное застолье, он и тут сделает качественные снимки, потому что мастерство не пропьешь. И очень приятно наблюдать, как мэтр Скорсезе снимает просто качественный фильм, поднимая планку криминального боевика… нет, не на уровень «Крестного отца». Но на очень, очень хороший уровень очень, очень хорошего кино.

Бодро-стандартное начало здесь - не более чем зрительская завлекалочка. Ну, не грузить же сразу смыслом. А при всем при том типичные, правильно-гангстерские заморочки (вроде заливающей собеседника крови, отрубленных рук, используемых в качестве указок, взрывающихся машин) остаются на всем протяжении фильма. Но уже на тридцатой минуте, они - не так важны. Вроде, рамки. Вроде, договорились же - о мафии снимаем, боевик, да.

Но самого главного, ощущения бессмысленности происходящего и неотвратимого хэппи-энда - вот этого как раз нет. Есть история, предсказуемость которой колеблется где-то между задачкой по математике и прогнозом погоды. И в этой истории есть живые люди. Где-то подвергшиеся безжалостной типизации. Где-то комические. Где-то прилизанные под формат. Но все равно люди. И судьба, что правит ими, выражена, вопреки сложившейся уже традиции, не только законами жанра, но и собственной своей детерминированностью, своей логикой. Впрочем, не слишком ли умные слова для хорошего боевичка?

О ЛЮДЯХ

Неприятный типчик Леонардо ди Каприо, уже давно освоившийся в ирландской мафии на поводке мэтра Скорсезе, ухитряется даже завоевать симпатию зрителя. Нет, правда. Тот редкий случай, когда несчастность и благородство повышают харизму если не актера, то персонажа - как раз образ Костигана. Умен, полон противоречий, все время в опасности и мастерски бьет морды.

Мэт Дэймон, холеный и какой-то рыхлый на ощупь, страдающий половыми расстройствами и больше похожий на яппи, чем на полицейского детектива, до конца выдержан и последователен. Ловок и весьма умело необаятелен. Теперь уж никто не сомневается, как выглядят негодяи.

Джек Николсон, папа Костелло, больше всего напоминает постаревшего, растерявшего семью и веру, спившегося и чуть-чуть спятившего дона Корлеоне. Николсон честно страхует двух предыдущих еще молоденьких звездочек и вообще хорош сверх всякого разумения. Костелло подставляет всех подряд, да так, что его погрязшую в грехе душу не принял бы даже Рейхенбахский водопад. А так как персонаж все время находится где-то на грани стеба и истерики, то можно даже всерьез задуматься о социальном. Например, о том, что не он сам себя возвысил, а только обстоятельства - этот ужасный, ужасный, ужасный капиталистический мир.

Вера Фармига, до смешного похожая на Елену Яковлеву, эдакий приблизительный набросок социально ответственного психолога, особенно хороша в двух сценах - когда проводит разоблачения и когда отдается своему пациенту. Как почти единственная (за исключением бессловесной прошмандовки папы Костелло), честно выполняет свои функции - эротическую и обще-примиряющую. папа Костелло,ы ием бессловестчением бессловестной до одури эротичных деловых костюмах, особенно хороша в двух сценах - ког

На относительно(!) заднем плане осталась парочка спец.начальников - седой благовоспитанный шеф и его злоязыкий, чрезвычайно крутой помощник, немножко садюг-бандитов, немножко тупиц-полицейских… и еще один персонаж, чье незримое присутствие очень даже ощущается.

СКОРСЕЗЕ, ОТСТУПНИК

Вся эта сага о ловком использовании мобильных телефонов и служебных положений так и осталась бы просто крепеньким боевичком, от безысходности снятом на азиатском материале. Если б Скорсезе не решился стать отступником.

Причем - и это чудесно соответствует фабуле - отступил от двух канонов сразу.

Для маститого режиссера, оскороборца и классика, все это коммерческий и массовый проект. Ну, слишком много здесь формочек, предсказуемости и денег. А для конвейерного бумц-трах-пах-еще-детка кино здесь… нет, даже не слишком сложно. Слишком качественно.

Вот так мэтр Скорсезе портит рынок. Конвейерная мафия теперь точит на него зуб за чересчур хороший кокс, предложенный по цене обычного; полиция ловит и гнобит за профанацию великих ценностей американской демократии. Ну, все как обычно. Все хорошо.

__________

 

Эту и другие рецензии читайте на вновь открывшемся сайте www.gogol.ru

 

В избранное