в ролях: Полина
Агуреева, Максим Ушаков, Михаил Окунев
«Эйфория»,
которая просто обязана стать предметом восхищения и поклонения для части
интеллигентного населения России, прекрасно вписывается в систему координат,
выстраиваемую от «2046» Вонга Кар-Вая. Именно этот фильм, который «говорит со
зрителем с точки зрения живописи», автор «Эйфории» известный драматург и
театральный режиссер Иван Вырыпаев упоминает в одном из интервью
как ориентир своего кинематографического творчества.
Картина,
представлявшая Россию на последнем Венецианском кинофестивале, совсем как
произведение азиатской культуры, стремится к созданию изысканно-изощренной
формы, находящейся в гармонии с афористично-философским содержанием.
Пересказывать сюжет по этой причине совершенно бессмысленно. И даже если я
сейчас напишу, что рассказываемая история – драма, а то и притча, что кино это -
еще раз про любовь, что в центре внимания - треугольник из молодых любовников и
ревнивого мужа, то все это может только ввести вас в заблуждение, поскольку
фильм этот - из невеликого числа тех, адекватное представление о которых
получить можно лишь собственными глазами.
Как и обещано,
режиссер общается со зрителем, в первую очередь, языком изображения, что ему
вполне удается. В этом цветастом фильме камера то носится над бескрайними
русскими полями, то подглядывает за солнцем, облаками и звездами, то любуется
человеческим телом. Видно, что абсолютно каждый кадр детально продуман и
тщательно выстроен с прицелом, может быть, даже на некий символизм. Если пленка
на показе вдруг начнет произвольно останавливаться, то в этих паузах на экране
никакого неестественного сумбура не случится. В любом случае будет законченная
работа фотохудожника, живописная эвфония, детали которой можно долго
разглядывать.
По работе с
цветом «Эйфория» конкурирует с «Героем» Чжана Имоу, еще одного китайца с мировым
именем, а по фотосюжетам – с журналом «Гео». А за кадром все грустит и грустит
меланхоличная гармошка. И это уже просто какой-то Кустурица. В целом же, по
общему художественному уровню «Эйфория» оставляет далеко позади все, что до сих
пор снималось в новой России и показывалось ее жителям на большом экране,
включая изобразительно созвучное ей «Возвращение» Звягинцева.
Но именно
безраздельно главенствующая в картине изобразительность принесла с собой те
ловушки, которых дебютанту в кино Вырыпаеву, как показалось вашему покорному
слуге, избежать не удалось. Несмотря на то, что видеоряд находится в постоянной
динамике, картина все же получается по-живописному статичной. А это регулярно
оголяет театральную сущность всего происходящего. Актеры по привычке «бросают в
зал» свои реплики, с запасом заложив в них пафоса, а сюжет почти не решается
выйти за границы общих и средне-общих планов.
Как будто бы
правдивые приметы южнорусского деревенского быта на удивление не создают ни
малейшего впечатления чернухи и бытовухи, чем несколько злоупотребил, "Изображая жертву", коллега Вырыпаева Кирилл Серебренников, а органично
вписываются в общий колоритный фон. Так же, как и артисты, и в первую очередь
муза режиссера в творчестве и в жизни Полина Агуреева. Но, к сожалению, к
середине фильма, как только актеры, играющие простых колхозников и вполне
закономерно начавшие свои роли с великого и могучего русского мата, изредка
перемежаемого знаменательными словами, переходят почти на белый стих с
использованием всех известных литературоведению средств образности, становится
очевидным, что все они суть декорации и бутафория.
Это, конечно,
по большому счету мелочи, а вот самое печальное в том, что фильм, вовсе не
злоупотребляющий хронометражем (74 мин.), может заставить заскучать по истечении
всего лишь минут сорока. Поскольку сюжет здесь имеет третьестепенное значение, а
видеоряд, хоть и восхитителен, но не способен быть единственным компонентом в
рецептуре кино, почти сразу начинаешь искать на экране какое-то сообщение и
задумываться: а о чем вообще все это? О том, как любовь прекрасна, но в то же
время жестока, неразумна и даже аморальна? В общем, да, кажется, что об этом. Но
еще сильнее кажется, что о загадочной русской душе и мифических русских
вопросах: кто виноват? и чё теперь делать? Не зря весь фильм пронизывают дороги
и дурак, птицей-тройкой мчащийся незнамо куда. Все эти смыслы можно понять и
успеть переварить довольно рано, так что в концовке, не несущей никаких новых
откровений, а предлагающей еще комплект драматичных красивостей и эффектностей,
остается только постараться получить удовольствие от красочных картинок. И как
тут еще раз не вспомнить и не задуматься о том, почему российский режиссер
сослался именно на «2046», очень мудреное, но далеко не самое удачное творение
Кар-Вая.
С другой
стороны, фильм отечественного кинорежиссера-дебютанта, ничем не уступает
последнему полнометражному произведению гонконгского любимца Канн, и более того,
был способен всерьез конкурировать с картинами признанных мастеров на
престижнейшем киносмотре, хоть и не получил там наград. Поэтому очень жаль, что
российское жюри под руководством Владимира Меньшова в качестве претендента на
премию Американской киноакадемии предпочло «Эйфории» прямолинейную «9 роту», для
которой попадание в шорт-лист уже будет большим везением. А ведь фильм молодого
иркутянина Ивана Вырыпаева имеет, как минимум, два преимущества: во-первых, он
практически впервые презентует западному зрителю современную Россию как страну
красивой природы, а во-вторых, представляет собой превосходный, как это
называется, «оскаровский материал» для номинации на лучший иностранный
фильм.
Кстати,
«Эйфория» вышла в отечественный прокат очень вовремя. Действие происходит летом,
но в памяти и чувствах остается осень. Время, когда умирает даже любовь.
P.S. Хочется верить, что на самом деле
ни одна корова на съемках не пострадала.