Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома


Осеннее настроение

 

Эйфория (Россия, 2006)

реж.: Иван Вырыпаев

в ролях: Полина Агуреева, Максим Ушаков, Михаил Окунев

 

«Эйфория», которая просто обязана стать предметом восхищения и поклонения для части интеллигентного населения России, прекрасно вписывается в систему координат, выстраиваемую от «2046» Вонга Кар-Вая. Именно этот фильм, который «говорит со зрителем с точки зрения живописи», автор «Эйфории» известный драматург и театральный режиссер Иван Вырыпаев упоминает в одном из интервью как ориентир своего кинематографического творчества.

 Картина, представлявшая Россию на последнем Венецианском кинофестивале, совсем как произведение азиатской культуры, стремится к созданию изысканно-изощренной формы, находящейся в гармонии с афористично-философским содержанием. Пересказывать сюжет по этой причине совершенно бессмысленно. И даже если я сейчас напишу, что рассказываемая история – драма, а то и притча, что кино это - еще раз про любовь, что в центре внимания - треугольник из молодых любовников и ревнивого мужа, то все это может только ввести вас в заблуждение, поскольку фильм этот - из невеликого числа тех, адекватное представление о которых получить можно лишь собственными глазами.

 Как и обещано, режиссер общается со зрителем, в первую очередь, языком изображения, что ему вполне удается. В этом цветастом фильме камера то носится над бескрайними русскими полями, то подглядывает за солнцем, облаками и звездами, то любуется человеческим телом. Видно, что абсолютно каждый кадр детально продуман и тщательно выстроен с прицелом, может быть, даже на некий символизм. Если пленка на показе вдруг начнет произвольно останавливаться, то в этих паузах на экране никакого неестественного сумбура не случится. В любом случае будет законченная работа фотохудожника, живописная эвфония, детали которой можно долго разглядывать.

По работе с цветом «Эйфория» конкурирует с «Героем» Чжана Имоу, еще одного китайца с мировым именем, а по фотосюжетам – с журналом «Гео». А за кадром все грустит и грустит меланхоличная гармошка. И это уже просто какой-то Кустурица. В целом же, по общему художественному уровню «Эйфория» оставляет далеко позади все, что до сих пор снималось в новой России и показывалось ее жителям на большом экране, включая изобразительно созвучное ей «Возвращение» Звягинцева.

 Но именно безраздельно главенствующая в картине изобразительность принесла с собой те ловушки, которых дебютанту в кино Вырыпаеву, как показалось вашему покорному слуге, избежать не удалось. Несмотря на то, что видеоряд находится в постоянной динамике, картина все же получается по-живописному статичной. А это регулярно оголяет театральную сущность всего происходящего. Актеры по привычке «бросают в зал» свои реплики, с запасом заложив в них пафоса, а сюжет почти не решается выйти за границы общих и средне-общих планов.

 Как будто бы правдивые приметы южнорусского деревенского быта на удивление не создают ни малейшего впечатления чернухи и бытовухи, чем несколько злоупотребил, "Изображая жертву", коллега Вырыпаева Кирилл Серебренников, а органично вписываются в общий колоритный фон. Так же, как и артисты, и в первую очередь муза режиссера в творчестве и в жизни Полина Агуреева. Но, к сожалению, к середине фильма, как только актеры, играющие простых колхозников и вполне закономерно начавшие свои роли с великого и могучего русского мата, изредка перемежаемого знаменательными словами, переходят почти на белый стих с использованием всех известных литературоведению средств образности, становится очевидным, что все они суть декорации и бутафория.

Это, конечно, по большому счету мелочи, а вот самое печальное в том, что фильм, вовсе не злоупотребляющий хронометражем (74 мин.), может заставить заскучать по истечении всего лишь минут сорока. Поскольку сюжет здесь имеет третьестепенное значение, а видеоряд, хоть и восхитителен, но не способен быть единственным компонентом в рецептуре кино, почти сразу начинаешь искать на экране какое-то сообщение и задумываться: а о чем вообще все это? О том, как любовь прекрасна, но в то же время жестока, неразумна и даже аморальна? В общем, да, кажется, что об этом. Но еще сильнее кажется, что о загадочной русской душе и мифических русских вопросах: кто виноват? и чё теперь делать? Не зря весь фильм пронизывают дороги и дурак, птицей-тройкой мчащийся незнамо куда. Все эти смыслы можно понять и успеть переварить довольно рано, так что в концовке, не несущей никаких новых откровений, а предлагающей еще комплект драматичных красивостей и эффектностей, остается только постараться получить удовольствие от красочных картинок. И как тут еще раз не вспомнить и не задуматься о том, почему российский режиссер сослался именно на «2046», очень мудреное, но далеко не самое удачное творение Кар-Вая.

С другой стороны, фильм отечественного кинорежиссера-дебютанта, ничем не уступает последнему полнометражному произведению гонконгского любимца Канн, и более того, был способен всерьез конкурировать с картинами признанных мастеров на престижнейшем киносмотре, хоть и не получил там наград. Поэтому очень жаль, что российское жюри под руководством Владимира Меньшова в качестве претендента на премию Американской киноакадемии предпочло «Эйфории» прямолинейную «9 роту», для которой попадание в шорт-лист уже будет большим везением. А ведь фильм молодого иркутянина Ивана Вырыпаева имеет, как минимум, два преимущества: во-первых, он практически впервые презентует западному зрителю современную Россию как страну красивой природы, а во-вторых, представляет собой превосходный, как это называется, «оскаровский материал» для номинации на лучший иностранный фильм.

 Кстати, «Эйфория» вышла в отечественный прокат очень вовремя. Действие происходит летом, но в памяти и чувствах остается осень. Время, когда умирает даже любовь.

 

P.S. Хочется верить, что на самом деле ни одна корова на съемках не пострадала.

Рецензия предоставлена сайтом www.gogol.ru.


В избранное