Почему одну из ветвей старообрядцев иногда называют беглопоповцами?
Ответ
Ответов
Число
%
Они "убежали" от новых правил богослужения
2
7%
Они принимали в свои общины беглых священников
12
44%
Они бежали от преследования царских войск в Сибирь
9
33%
Им пришлось эмигрировать в Боснию
4
14%
Всего ответило: 27
Правильный ответ
Сторонники поповщины (поповцы) в соответствии со Священным
писанием полагали, что истинная Церковь должна существовать
вечно. Старообрядцы-поповцы не представляли себе, как
православные христиане могут обходиться без традиционной
церковной организации. Но в то же время никонианских
епископов и священников поповцы безусловно отвергали,
считая их еретиками и предателями "древнего благочестия".
Поэтому главной проблемой поповщины стал поиск истинного
священства, т. е. священнослужителей, не запятнанных
ересями. Суть проблемы заключалась в том, что, согласно
православным канонам, церковная иерархия должна обязательно
состоять из трёх "чинов" (категорий): низшего (дьяконов),
среднего (священников) и высшего (архиереев - епископов и
архиепископов). Именно представителей высшего,
архиерейского, чина и не было у старообрядцев. Таким
образом, священство оказывалось неполным. Кроме того,
назначать священников имели право только архиереи, что
ставило поповцев в очень сложное положение.
Вплоть до конца XVII в. было много
священников-старообрядцев, назначенных архиереями или хотя
бы крестившихся ещё до начала никоновских реформ. Но время
шло, и таких священников становилось всё меньше, пока,
наконец, последние из них умерли. Поповцам ничего не
оставалось, как принимать в свои общины беглых священников
официальной Православной церкви, решивших уйти к
старообрядцам и отправлять службу по старым книгам. Поэтому
староверов-поповцев иногда также называли беглопоповцами.
Многие старообрядцы поповского толка не могли мириться с
двусмысленным положением: с одной стороны, они не
признавали официальной Православной церкви, а с другой -
вынужденно принимали беглых священников, пусть и
раскаявшихся, но тем не менее бывших еретиков. Единственный
выход староверы видели в том, чтобы иметь собственных,
старообрядческих архиереев, которые в соответствии с
церковными законами ставили бы священников.
Ещё в начале XVIII в. некоторые старообрядческие общины
пришли к выводу о том, что где-то на свете должны быть
истинные православные архиереи и даже предпринимали попытки
их найти. Естественно, эти поиски остались безуспешными.
Стремление старообрядцев-поповцев обрести собственного
архиерея стало особенно настойчивым при Николае I. В период
гонений сторонники старой веры наиболее остро ощущали
потребность в правильной церковной организации. Наконец в
40-е гг. XIX в. специальной старообрядческой миссии удалось
убедить бывшего боснийского епископа Амвросия перейти в
старую веру и возглавить старообрядческую иерархию
(Церковь). Центром иерархии стал городок Белая Криница в
Буковине (тогда он принадлежал Австрийской империи, теперь
входит в Украину), где было несколько старообрядческих
поселений. Эту старообрядческую церковь назвали
белокриниц-кой или австрийской.
Белокриницкая церковь стала быстро развиваться и к началу
XX в. превратилась в мощную церковную организацию,
насчитывавшую 19 архиерейских кафедр на территории России.
Однако не все поповцы признали белокриницкую иерархию и
продолжали принимать беглых попов. Именно с тех пор их и
прозвали беглопоповцами. К тому же внутри самой
белокриницкой Церкви во второй половине XIX в. начались
серьёзные конфликты. После реформ 60-х гг. значительная
часть старообрядцев-поповцев, сторонников белокриницкой
иерархии, решила пойти на определённый компромисс с
официальной Церковью. Выражением стремления к компромиссу
стало так называемое "Окружное послание", подготовленное в
Москве. Его автор Илларион Кабанов признавал близость
поповщины и официального православия и отказывался называть
сторонников новых обрядов еретиками. И тем не менее немало
белокриницких старообрядцев не поддержали "окружников".
Вплоть до начала XX столетия разногласия между
"окружниками" и их противниками (их именовали
"раздорниками") оставались весьма острыми.
Присылайте ваши занимательные истории и каверзные вопросы (с ответами), а также анекдоты, байки, приколы и смешные картинки по адресу humor@humor.pp.ru. Мы ОЧЕНЬ ждем! Большое спасибо!
Подпишитесь на наши рассылки! Для этого введите свой e-mail в форму ниже. Вы сможете отписаться от рассылки в любой момент на сайте http://subscribe.ru.