Обыватель, плохо знакомый с философией Ницше, считает его «сверхчеловека» аморальным садистом или психопатом. Конечно, это не имеет ничего общего с действительными словами великого немецкого философа о том, каким он видит гармонично развитую личность. Вот еще один интересный отрывок из книги "Ecce Homo":
«А в чем в сущности можно распознать, что человек удался? В том, что удавшийся приятен нашим органам чувств, что он вырезан из дерева, которое крепко, нежно и в то же время благоуханно. Ему нравится только то, что ему полезно; его приятие, его желание прекращается, когда преступается мера полезного. Он угадывает целебные средства против того, что вредит, он обращает в свою пользу вредные случайности; что его не убивает, то делает его сильнее. Из всего, что он видит, слышит, переживает, он инстинктивно
собирает свою сумму: он сам есть принцип отбора, он многое пропускает мимо. Он всегда в своем обществе, окружен ли он книгами, людьми или ландшафтами; тем, что он выбирает, тем, что он допускает и тем, что он доверяет, он удостаивает чести. Он реагирует на всякого рода раздражения медленно, с тою медлительностью, которую воспитали в нем долгая осмотрительность и намеренная гордость, – он присматривается к раздражению, которое приходит к нему, он далек от того, чтобы идти ему навстречу. Он не верит ни в
«несчастье», ни в «вину»: он справляется с собою, с другими, он умеет забывать, – он достаточно силен для того, чтобы все обращалось ему во благо».
Вот несколько важных моментов:
«Удавшийся» человек – это «сам принцип отбора». Он научился отделять полезное от вредного для себя. Он принимает только то, что идет ему на пользу. Кому-то это может показаться очевидным. Но опыт показывает, что большинство людей не следуют данному правилу. Они едят и пьют то, что губит их здоровье. Они общаются с «токсичными» людьми, пуская в свою душу ядовитые эмоции. Они заполняют умы мусором или откровенно вредными идеями. Иногда – во имя «терпимости» и
«открытости», иногда – просто по привычке.
«Удавшийся» человек научился конструктивно взаимодействовать с миром. Он реагирует на раздражающие стимулы, но делает это медленно и осмотрительно, а не в порыве гнева или страсти. Он «обращает в свою пользу вредные случайности». Он умеет защититься от неблагоприятных влияний. Он хорошо справляется как с собой, так и с другими людьми. Понимая себя, он понимает окружающих и умеет находить с ними общий язык. Вряд ли такого человека можно назвать асоциальным. Напротив, для многих его общество
будет приятно.
«Удавшийся» человек красив, приятен органам чувств. Нечто похожее мы читали у Антона Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Красота – не роскошь и не случайность. Красота указывает на здоровье, силу, гармоничное развитие и проявление духа жизни. Безобразие – признак болезни и упадка. Презрение к красоте – один из признаков «философии нищеты и уныния», которая может разрушить всю нашу жизнь.