Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Беседы об Истине

25 мая 2008 г.


Открытость для творческих идей

Творческого человека можно сравнить с пчелой, которая летает с цветка на цветок и собирает нектар, из которого потом получится мед. Творческая натура жадно впитывает идеи, образы и впечатления. Все – это материал для невидимых глазу созидательных процессов в глубине души. Конечно, само по себе обилие материала не гарантирует его творческой переработки. Но мы можем сделать все зависящее от нас для того, чтобы облегчить такую возможность.

На что следует обращать особое внимание человеку, который желает раскрыть свой творческий потенциал?

Для начала - на то, что популярно в данный момент.

У думающих людей есть много претензий к современной массовой культуре, и можно согласиться с тем, что такие претензии вполне обоснованы. Особенно это относится к феномену искусственно созданной популярности, за которой стоит грамотная стратегия “раскрутки”, а не искренний отклик в сердцах людей. Но далеко не всякую популярность можно объяснить “зомбированием масс”. Многое из того, что пользуется популярностью, отражает реальные общественные настроения и потребности, дух времени. Нам не обязательно во всем соглашаться с духом времени и подстраиваться под него - но будет большой самонадеянностью не чувствовать этот дух и не учитывать его в том, что мы делаем.

Второй источник, из которого питается творческое начало - это классика. Определенные явления культуры и общественной жизни становятся классическими и не по чьему-то произвольному решению. Они пользуются неугасающей популярностью потому, что выражают универсальные идеи в доступной для восприятия форме. Переступая культурные и временные границы, они становятся вечными - или почти вечными. И часто бывает так, что полузабытая классика возвращается вновь, для того чтобы говорить с современниками.

Несомненная польза классики - в том, что она помогает увидеть новые идеи и изобретения в правильной перспективе, и тем самым оценить их роль и значение. Иногда нам кажется, что решаемые нами вопросы уникальны и не имеют аналогов. Но более пристальный взгляд показывает, что далекие предки были вынуждены сталкиваться с теми же проблемами - и искать выход.

Творческому человеку свойственно неугасимое любопытство. Ему интересно и настоящее, и прошлое. Он не ограничивается только сферой своей работы, но постоянно расширяет круг своих интересов и хобби. Ему интересны новые научные и общественные дисциплины, факты и открытия. Не замыкаясь в своей скорлупе, он с большим интересом смотрит на представителей иных культур и социальных групп. Как они живут и мыслят? Что их характеризует? Задаваясь этими вопросами, творческий человек не стремится быть экспертом-всезнайкой. Опять же, ему не обязательно все принимать и со всем соглашаться - но в нем нет ментальной закрытости и высокомерия.

Творческие натуры часто ставят мысленные эксперименты и стараются взглянуть на мир глазами других людей. К примеру, если вы мужчина - как отреагировала бы на ту же ситуацию женщина? Если вы женщина - то как отреагировал бы на нее мужчина? Как решил бы эту проблему миллионер? Как решил бы ее мистик? Как повели бы себя в этих обстоятельствах известные исторические личности? Как повели бы себя на вашем месте выдающиеся люди, которых знаете вы?

Творческий человек может позволить свободный полет фантазии, потому что ему нет необходимости рассказывать кому-либо об своем эксперименте и выслушивать критические замечания. Однако, это простое упражнение играет важную роль, расширяя рамки его восприятия. И внезапно ситуация, которая выглядела безысходной и безальтернативной, преображается. На ментальном горизонте появляется если не решение, то по крайней мере возможность решения.

Творческий человек осознает, насколько мы в нашей обычной жизни привязаны к шаблонам, стереотипам и собственным суждениям. Но именно эти суждения, которыми мы так гордимся, больше всего мешают нашему успеху. Вероятно, они были хороши в свое время и на своем месте - но хорошее враг лучшего, враг прогресса. Вот почему творческий человек не привязывает свою самооценку к своим идеям, взглядам и ценностям. Будучи в постоянном поиске, он готов выбирать лучшее - и пользоваться всеми вытекающими из этого благами.

Андрей Яшурин, 2008


Рекомендую книгу:

Спотыкаясь о счастье. Дэниел Гилберт

Предыдущие статьи:

Творческая атмосфера   |   Радость творчества   |   Творчество и универсальные идеи   |   Направления творчества   |   Целостность творчества   |   Созидание невозможного

Зайдя на сайт, вы можете оставить комментарий к каждой из статей.

Talks on Truth in English

Андрей Яшурин в Живом Журнале

Пишите: yashurin@gmail.com


В избранное