В процессе творчества, мы соприкасаемся с полем универсальных идей. Да, творчество производит на свет вещи, которых не было раньше. Но они всегда существовали как потенциальные возможности, ожидающие своего воплощения. Во многих случаях, это воплощение было невозможно потому, что еще не были соблюдены все необходимые условия и предпосылки.
Как движение к большей сложности, творчество должно опираться на фундамент предыдущих достижений. Творчество не возникает на пустом месте. Оно также не есть забвение или уничтожение того, что было раньше. Новизна творчества не имеет ничего общего со стремлением к оригинальности любой ценой. Такое стремление часто приводит к отрыву от поля универсальных идей.
Можно только пожалеть тех самоуверенных "творцов", которые не желают изучать опыт своих гениальных предшественников и пользоваться им. В результате, они вынуждены постоянно изобретать велосипед, причем далеко не самого лучшего качества. Они убеждены, что говорят новое слово - но только в силу своего невежества.
В действительности, мы ничего не придумываем сами - идеи "носятся в воздухе", и мы только улавливаем их, с большей или меньшей степенью ясности. Существует точка зрения, что набор этих идей ограничен (например, говорят об ограниченности возможных сюжетов литературе). Так это или нет, сложно сказать наверняка. Но даже ограниченный набор идей, при правильном подходе, открывает неограниченные возможности для творчества. Тому есть множество подтверждений. В самом деле, ограниченное количество периодических элементов
породило потрясающее разнообразие живой и неживой природы. Ограниченное количество букв в алфавите и слов в языке никак не влияет на появление оригинальных литературных произведений.
Поскольку идеи универсальны, не нужно бояться их повторений. Не нужно бояться обвинений в плагиате в том случае, если мы создадим что-либо похожее на то, что создал другой человек. Есть большая разница между плагиатом и творческой переработкой. В плагиате всегда есть механистичность и искусственность, даже если ему придать видимость жизни. И на плагиат человек идет, как правило, из корыстных соображений - снискать деньги или славу, упрочить репутацию. Или - хотя бы получить зачет, как в случае со студентами,
которые скачивают свои работы из интернета.
Но творчество как таковое - бескорыстно. За ним стоит душевный импульс, который ценен сам по себе. Настоящая творческая натура готова творить даже без признания и без награды, ради радости погружения в чистый творческий поток. Признание и награды, какими бы приятными они ни были, всего лишь побочный продукт творческого процесса. (Возможно, исключением из этого правила будут только гениальные бизнес-идеи).
Универсальность идей - важное условие понимания. Отзывчивость на творчество возможна, в первую очередь, потому, что те же самые идеи живут и в творце, и в том, кто воспринимает творчество. Настоящее творчество как раз характерно своей способностью будить в людях дремлющие мысли и чувства.
Цель творчества - не просто вызывать восхищение, а формировать жизнь. А это возможно лишь в тех случаях, когда ожившая в разуме творца идея обретает жизнь в умах других людей, влияя на их образ жизни и поведение.
Идеи обладают способностью перерождаться. Иногда может показаться, что некие идеи ушли - но минуют годы, и они возвращаются снова, в новых формах и обличьях. Они обращаются к новым людям в новых обстоятельствах. Перерождаясь подобным образом, они сохраняют свежесть, новизну и силу.