Молитва - лучшее средство для того, чтобы приобрести мудрое
сердце и возвышенное состояние сознания. Именно в этом и состоит
ее подлинная цель.
Молитвы о том, чтобы Бог дал нам какую-то вещь или
какие-то взаимоотношения, часто приносят разочарование -
и вовсе не потому, что Бог дает неохотно. Прежде, чем просить,
мы должны понять что просимое уже является реальностью в Боге,
что оно уже по праву принадлежит нам. Для этого мы входим в
осознание единства с Богом, Источником всего блага.
Молитва "Отче наш" представляет собой эффективный метод
развития духовного осознания. Даже простое повторение этих
слов приносит пользу. Но мы призваны идти дальше и понять
принципы, которые в них выражены. Учитель в классе решает
на доске пример не просто для того, чтобы ученики заучили
его наизусть. Он раскрывает законы математики, которые
можно использовать для решения самых различных задач.
Некоторые библеисты считают - и я согласен с ними - что
в оригинале фразы "Отче наш" звучат не как прошения, а
как позитивные утверждения. Но этот момент не так принципиален,
как может показаться. Почему? Намного важнее не конкретные
словесные формулировки, а интонация, с которой мы их
произносим. Есть люди, повторяющие утверждения - но в их
голосе звучат сомнения, вопросы, неуверенность. С другой
стороны, есть люди просящие с верой, не оставляющей место
для сомнений.
Мудрый и просветленный человек не столько просит, сколько
утверждает и благодарит. Он знает, что нет никакой
необходимости "уговаривать" Бога, побеждать Его сопротивление.
Ответ на молитву уже заложен в самой природе вещей. Признавая
этот факт, он радуется и торжествует.
"Отче наш, сущий на небесах!" Так начинается молитва Иисуса.
Слово "Отец" подразумевает, что Бог выступает по отношению
к нам как активное, дающее начало - полное бесконечной любви.
Отцовская любовь простерта к нам. Она принимает нас вне
зависимости от нашего поведения. Эта любовь гарантирует
удовлетворение наших подлинных потребностей - и тех,
которые нам известны, и тех, которые мы еще пока
не осознаем.
"Отче наш" - это утверждение отцовства Бога и братства
всех людей. Слово "наш" в данном случае не означает
"нашей церкви", "нашей религии", "нашего народа". Говорить
так - значит вкладывать в уста Иисуса прямо противоположный смысл.
Несмотря на очевидные различия между людьми, есть то,
что их объединяет. Все они - дети одного Бога и граждане
одного мира. Это должно быть отправной точкой отсчета для
выстраивания любых взаимоотношений.
Бог не создавал и не создает ничего лишнего, ненужного. Каждый
человек необходим на своем месте. Каждый, кто родился
на свет, представляет собой дар миру. Даже если некоторые
люди не осознают этого, и, в ослеплении, желают гибели тем,
кто на них непохож - это не дает права познавшим Истину
опускаться до их невежества и дикости.
Апостол Павел писал о теле Церкви. Но мы можем расширить
его идею и задуматься о еще большем теле - теле всего
человечества, членами которого являются все люди. Человечество
связано между собой множеством нитей - экономических,
социальных, культурных и духовных. За последние десятилетия
эти взаимоотношения становятся все более тесными и
интенсивными. Взаимно обогащаясь, человечество растет -
даже несмотря на очевидные проблемы, которые приносит
с собой этот рост.
Ратуя за единство, Павел утверждал, что тело не вправе
отторгать "немощные" члены. Оно призвано мобилизовать свои
ресурсы для того, чтобы исцелить и интегрировать эти
поврежденные органы. Долг сильных - служить слабым, а не угнетать
и не уничтожать их. Только оставаясь целым, тело может быть
здоровым.