Если мы хотим избавиться от порочной привычки судить мир и
окружающих людей - с чего необходимо начать? С прощения себя.
"Отпусти грехи самому себе, и ты получишь право простить весь
мир", - пишет Эмерсон.
Приняв себя, мы сможем принять и весь мир.
Научившись относиться к себе без осуждения, мы можем исполнить
заповедь "не судите" по отношению к другим.
Любая духовная работа должна начинаться с работы над собой.
Наш внутренний мир - это единственная область, над которой
мы имеем подлинную, а не мнимую власть.
Невежественный человек ничего не знает о принципе "изнутри наружу".
Как правило он идет по жизни, будучи уверенным в том, что
окружающий мир не в порядке, и с ним необходимо разобраться.
Но просветленный человек придерживается иной точки зрения.
Он разбирается с собой.
Самые важные взаимоотношения в нашей жизни - это взаимоотношения
с самими собой. Другие люди могут приходить и уходить, приближаться
и отдаляться, но мы непрестанно живем о своем собственном мире.
Более того - любая информация из внешнего мира приходит к нам,
проходя сквозь фильтры нашей души. И если наша душа не в порядке,
мы воспринимаем ее в искаженном виде. Неправильное восприятие
мира, в свою очередь, приводит к ошибочным поступкам.
Осуждение окружающих людей и мира всегда является
проекцией самоосуждения - даже если люди и не осознают того
факта. Не случайно Иисус учил, что мы призваны возлюбить
ближнего, как самого себя. Эти слова - глубокая мудрость,
признаваемая современной психологией. Человек, который не любит
себя - искренне, свободно и безусловно - не сможет проявлять
такую же любовь по отношению к ближним. Возможно, он будет
любить только "тех, кто заслуживает" - иными словами,
немногих. Возможно, он будет стремиться властвовать над теми,
кого любит, ограничивая их свободу ревностью и претензиями.
Возможно, он будет вести себя с ними, как собственник.
Возможно, он будет стремиться восполнить себя через своих
ближних. Подобная любовь, несмотря на мимолетную радость,
в конечном итоге приводит человека к страданию.
Работая над собой, мы призваны исцелить свою душу, избавиться
от внутренних конфликтов и раздвоенности, стать по-настоящему
целостными людьми. Перестав тратить время и энергию на борьбу
с собой, мы сможем сосредоточиться на том, что по-настоящему
важно - на проявлении нашего божественного начала. Это приведет
к высвобождению всех наших внутренних сил и интенсивному росту.
Мы с удивлением заметим, что многие вопросы, над которыми
мы мучительно бились прежде, решатся сами собой.
Перестав осуждать себя, мы перестанем осуждать и мир. Это
поможет нам выстроить гармоничные отношения с ним.
Мы принимаем себя не просто "как мы есть", а в процессе
становления. Между поверхностным и глубоким принятием есть
большая разница. Смотря на себя с "возвышенной точки зрения",
мы осознаем нашу внутреннюю динамику. Мы еще не стали всем,
чем можем стать. Мы еще не достигли всего, чего можем достигнуть.
Мы идем вперед. Мы развиваемся. Любовь к себе есть питательная
сила нашего роста.
Окружающий нас мир также находится в процессе становления.
Принятие его ни в коем случае не означает пассивности,
равнодушия, готовности согласиться со всем, что происходит.
Но мы признаем, что Бог присутствует в мире и во всех людях -
точно так же, как и в нас. Все наши действия проистекают из
этого осознания. Мы молимся за врагов и благословляем их
не потому, что одобряем их действия, или, что еще хуже,
пытаемся страданиями заслужить себе награду от Бога. Мы видим
в них таких же детей Бога, как и мы сами - даже пусть
заблуждающихся и спотыкающихся. Своим принятием и отказом
от осуждения, мы протягиваем им невидимую руку помощи.
"Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,
но отсутствием ненависти прекращается она".