Мы призваны трезво смотреть на самих себя и на окружающий
мир, не отдаваясь во власть сладких и пленительных иллюзий.
Опьянение недолговечно, часто после него наступает
болезненное похмелье. Преданность реальности спасет нас
от многих разочарований.
Кто такой пьяница? Прежде всего, это - человек, лишенный
внутреннего стержня. У него нет прочных базовых ценностей,
четких целей, а также силы воли для того, чтобы непреклонно
идти к этим целям. Он не способен к самоограничению. Он -
раб сиюминутных желаний и потребностей, главной из которых
является потребность в удовольствии. Все это делает его
легким объектом для манипуляций.
Склонный к пьянству человек бывает двуличным. Он обманывает
окружающих и себя самого, давая себе обещания, нарушая их -
и затем давая новые обещания. Он ведет постоянный торг с самим
собой и с ближними, юлит, хитрит, придумывает сложные теории
и схемы. Он часто многословен и велеречив.
Порой, такой человек жалеет себя - и стремится своим
поведением разжалобить ближних, спровоцировать их на
подачки и поблажки. Представляя себя жертвой жестокого
общества, судьбы, неблагоприятных обстоятельств и злых
людей, он оправдывает свое безответственное и разрушительное
поведение. Если его призвать к порядку, он может легко
обидеться: "Вы не желаете понять меня и войти в мое положение".
Склонный к пьянству человек не может конструктивно общаться
с окружающими - и в этом легко убедиться. Приходилось ли вам
трезвыми глазами наблюдать диалог двух пьяных? Со стороны
хорошо заметно, что это - лишь видимость беседы. Каждый
участник слушает только самого себя.
Еще раз повторюсь, что наша цель - не укорять любителей
спиртных напитков. Существует враг поопаснее алкоголя.
Это - извращенный и замороченный разум, заставляющий людей
воспринимать окружающее в искаженном свете. Трезвиться -
значит мыслить и поступать так, как это делает трезвый
человек. Трезвость подразумевает преданность истине,
ответственность и силу воли.
Трезвый человек больше действует, чем говорит. "При многословии
не миновать греха", - и для этого есть причины. Слишком
разговорчивый индивидуум часто говорит о том, что не знает
и не понимает. Его идеи схематичны и поверхностны, а то
и просто абсурдны. Но чем больше он говорит, тем больше
он становится уверен в своей правоте. В отличие от него,
трезвый человек знает, что по-настоящему ценны лишь те
слова, за которыми стоит личный опыт. Он не желает растрачивать
свою жизнь в болтовне.
Трезвого человека нелегко запугать - он обладает
внутренней стабильностью, способностью быстро
восстанавливать равновесие. Он понимает, что в любой
ситуации самое важное - это его внутренняя реакция. Плохие
новости помогают ему еще больше мобилизоваться и собраться
с силами.
С другой стороны, ему чужд безудержный пьяный оптимизм,
которому, как говорится, "море по колено". Трезвый человек
не надеется "на авось" и не действует наобум. Он знает, что
за всеми достижениями стоят не только вера, но тщательный
расчет и упорный труд. Он не принимается за строительство,
не подсчитав вначале все издержки. Он ценит свой разум.
"Не думай, только верь", - можно услышать от некоторых
горе-проповедников. Возможно, их проповеди вдохновляют
и дают положительные эмоции. Но одними эмоциями сыт не будешь.
Хуже того - постоянная "подпитка" положительными эмоциями
со стороны, при одновременном отключении разума и способности
к критическому анализу, вырабатывают в человеке
наркотическую зависимость. Восприятие реальности все больше
искажается. Шаг за шагом, он теряет самостоятельность и
здравомыслие, превращаясь в покорную "овцу".
Но, к счастью, человек - не овца. Бог обитает в каждом и
желает в полной мере проявиться в каждом. Подлинное, а
не мнимое духовное развитие раскрывает нашу индивидуальность,
а не подавляет ее. Оно не уводит нас от мира, а приводит нас
в мир, открывая новые возможности для развития наших талантов.