Мудрый человек видит грозящую опасность там, где прочие люди
могут проявлять беспечность. Он видит дальше, понимает больше,
и, соответственно, ведет себя не так, как все.
"Смысла нет расставлять сеть
на виду у порхающих птиц".
Притчи 1:17, РБО
Книга Притч разоблачает множество хитростей, уловок и приемов,
с помощью которых бесчестные люди пытаются манипулировать
окружающими. Все это делает ее очень современной и актуальной.
Эпоха, в которую мы живем, характеризуется высоким уровнем
психической агрессии. Знание о душе человека возросло -
и этим знанием спешат воспользоваться в своих корыстных
интересах рекламщики, политтехнологи, целители, шарлатаны
от религии, и просто отдельные мошенники. Искусно играя на
человеческих слабостях, они улавливают все новых и новых жертв
в свои сети.
Глупость - это непростительная роскошь. Глупый человек -
всегда раб, всегда зависим, всегда исполняет чужую волю.
Им управляют, дергая за невидимые нитки, как марионеткой,
хотя он может искренне считать, что делает выбор свободно.
В наше время, быть легковерным и легко внушаемым человеком
нельзя. Наивность - не просто милый недостаток, но серьезный
изъян характера. Простак (если только он не живет в затворе,
полностью разорвав контакт с современной цивилизацией) будет
обманут и обобран - и винить в этом он сможет только самого себя.
Пусть одним из принципов нашей жизни будут такие слова:
"Ты не должен позволить себя обмануть"!
Один из приемов психологической манипуляции - не откровенная
ложь (разоблачить ее проще всего), а дозированная подача
информации, сопровождающаяся определенным истолкованием.
Так например, в Прит. 1:10-14 разбойники уговаривают
простачка присоединиться к их шайке, гарантируя легкое
обогащение. В Прит. 7:6-20, распутная жена соблазняет
недалекого юношу и обещает ему мгновенное удовольствие.
Глупцы "покупаются" на эти заманчивые посулы. Но мудрец -
прозорлив. Он видит то, что будет после краткого мига
удовольствия.
"Можно ли скрыть огонь за пазухой
и не подпалить одежду?
Можно ли пройти по горящим угольям
и не обжечь ног?
Так и с тем, кто ходит к чужой жене:
не останется безнаказанным, кто ее коснулся.
Не строго судят вора, что украл
с голоду, чтобы только поесть;
а все ж поймают - возместит всемеро,
все свое достояние отдаст".
Притчи 6:26-31
Один из универсальных духовных законов - это закон воздаяния.
Не случайно он красной нитью проходит через все великие
этические и религиозные системы, созданные человечеством
за его историю. Суд человеческий может быть пристрастен и
несправедлив. При известном старании, от человеческого
возмездия можно уйти - но существует Принцип, воздающий
каждому по его делам. Скрыться от него не удастся никому
и никогда. Тот, кто отказывается замечать это, либо слеп,
либо близорук.
"Все тайное становится явным, всякое преступление наказывается,
всякая добродетель вознаграждается, всякое зло карается -
неотвратимо и неизбежно. То, что мы называем возмездием,
есть всеобщая необходимость, в соответствии с которой там,
где появляется часть, неизменно появляется и целое. Если
виден дым, значит должен быть и огонь. Если видна рука или
нога, значит где-то должно быть и туловище, потому что они
его части... Возмездие, проявляющееся через обстоятельства,
открывается пониманию; оно неотделимо от вещи, но
зачастую растягивается на долгий срок и становится
явным лишь по прошествии многих лет. Отличительные
признаки свершившегося возмездия могут проявляться
лишь много лет спустя после преступления, но они обязательно
проявятся, потому что всегда сопутствуют преступлению.
Преступление и наказание имеют общий стебель. Наказание -
это плод, который незаметно вырастает из скрывавшего его
цветка удовольствия", - писал Ральф Эмерсон.
Мудрый человек знает, что жизнь в согласии с установленным
во вселенной порядком приходит награда. Вначале, эта
награда проявляется в нем самом, а уже затем - в его
окружении. Это дает ему решимость идти по пути правды
(правильного мышления и правильного действия), не обращая
внимания на навязчивую рекламу и на пустые обещания
пустых людей.