Говоря о свободе, мы должны иметь в виду два ее аспекта -
"свободу от" и "свободу для".
Мы стремимся освободиться от боли - и от болезненных реакций,
которые порождаются ей.
Мы стремимся освободиться от страха - от страха пред жизнью,
пред будущим, пред Богом, пред самими собой.
Мы стремимся освободиться от чувства вины и стыда - и мыслей
о собственной неадекватности.
Мы стремимся освободиться от нашего прошлого - от неудач
и от успехов, которые не могут быть мерой и пределом
наших возможностей.
До дна исчерпав меру болезни, мы говорим уверенное "да"
на Божий вопрос: "Хочешь ли быть здоров?"
Однако, без "свободы для" мы никогда не достигнем "свободы
от", поскольку она не может быть конечной целью.
Она - лишь промежуточный этап на пути к нашему высшему
предназначению. Люди, не понимающие этого, нередко опять
возвращаются к старым, болезненным стереотипам мышления
и поведения.
Для чего же мы свободны? Какова наша цель?
Часто бывает, что я одновременно читаю несколько книг.
Во время работы над этой заметкой, мне пришлось читать
три книги, каждая из которых поднимала вопрос о смысле
человеческой жизни - и предлагала свой собственный ответ.
В первой книге утверждалось, что это - рост и развитие.
Другая говорила, что целью является познание. Согласно
третьей книге, подлинная цель жизни - служение.
Мне кажется, что эти ответы, при всем их внешнем различии,
вовсе не противоречат друг другу. Они есть грани одного
процесса, и, таким образом, составляют единое целое.
Служение невозможно без познания, а познание истины
(укорененной в Боге) неизбежно ведет к служению. И познание,
и служение - это рост, прогресс и раскрытие.
Поставьте перед собою цель - знать больше и делать больше,
чем вы знаете и делаете сейчас. Поставьте цель - быть лучшим
человеком, чем вы являетесь сейчас. Без целеустремленности
невозможно осмысленное движение и осмысленная жизнь.
Многие мудрецы считают - и я полностью согласен с ними -
что потерпеть неудачу в достижении достойной цели - благороднее,
чем жить без цели, боясь насмешек окружающих.
Как отвечал на вопрос о Своей цели Иисус? "Я на то родился
и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине"
(Иоанна 18:37). Те же самые слова могут быть сказаны о каждом
из нас. Наша жизнь - не случайна и не бессмысленна. Мы родились
и пришли в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине,
о сокровенной сущности нашего бытия в Боге. Таков еще один
возможный ответ на извечный вопрос о смысле жизни человека.
Истина должна быть, в первую очередь, познана, затем -
проявлена, воплощена в жизнь. Слово призвано стать плотью.
Говоря о "свидетельстве", имеется в виду не просто проповедь,
а свидетельство всей нашей жизни. Атмосфера света и любви,
окружающая нас, будет убедительнее десяти тысяч слов.
И часто бывает, что наиболее говорливы именно те люди,
жизнь которых болезненна и дисгармонична - как будто фиговый
листок красноречия способен прикрыть их духовную наготу.
Истина - это реальность нашей божественности, нашей
причастности "божественному естеству". Истина - это Царство
Божье, которое "внутри нас есть". Множество людей, даже
исповедующих религиозные доктрины, не знают об этом. Они
молятся Богу, живущему в отдалении, "там, наверху" -
и надеются когда-нибудь к Нему попасть. Когда люди,
не знающие себя, предпринимают попытки проявить божественные
качества, это выглядит не очень впечатляюще. Но, рано или
поздно, для них настанет момент пробуждения.
"Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете,
что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя,
тогда вы в бедности и вы - бедность".