Вероятно, многие верующие пренебрегают мудростью книги
Притч из-за ее кажущейся приземленности. "Поступай так-то,
и будет то-то", - говорит она. Некоторым рьяным сторонникам
благочестия это не нравится. "Где же в этом Бог?" -
спрашивают они.
Тем не менее, книга Притч отнюдь не является второсортной
и бездуховной. Она открывает Премудрость как извечную
первооснову мира, явленную во всем творении. Созданный
Богом мир удивительно слажен и гармоничен, и ни одно явление,
каким бы странным, непонятным или случайным оно ни выглядело,
не нарушает стройности мироздания. Мир более закономерен,
чем большинство из нас это осознает. Он управляется
универсальными законами. Хороши или плохи эти законы?
Они нейтральны. Если люди сообразуются с ними, эти законы
работают им на пользу. Если же люди нарушают их, вольно или
невольно, а также пытаются игнорировать их, они навлекают
беды на свою голову.
Закон невозможно обмануть.
Закон невозможно обойти.
Закон невозможно разжалобить. Он не чувствителен ни к мольбам,
ни к слезам, ни к оправданиям.
Кому-то подобная точка зрения кажется несправедливой,
посягающей на свободу воли человека и на его достоинство,
низводящей на уровень маленькой шестеренки в гигантском
механизме. Но, по моему мнению, в таком "свободолюбии" мало
логики и здравого смысла. Законы не посягают нашу свободу.
Они создают основание, на котором мы можем сознательно строить
нашу жизнь. Они даруют чувство стабильности и предсказуемости.
Не случайно Библия говорит о "законе совершенном, законе свободы".
Законы подобны морским ветрам, но мы - капитаны собственной души,
и только от нашего решения зависит, куда направится наш "корабль".
Те же самые законы могут сделать нас бедными - и могут обогатить
нас. Те же самые законы могут сделать нас больными -
могут и исцелить нас.
Мудрость - это умение сообразоваться с законами, используя
их для своего блага и для блага окружающих. Выражаясь короче,
мудрость - это умение жить.
Законы беспристрастны. Они работают в равной мере для всех
людей - вне зависимости от их возраста, пола, национальности
и вероисповедания. Вот почему далекие от религии люди,
способные прислушиваться к голосу мудрости и усваивать ее уроки,
часто успешнее религиозных людей, витающих в облаках абстрактных
идей. Верующие, не умеющие жить и не желающие учиться, часто
с гордостью говорят, что за земные страдания они получат
награду после смерти. Оставим это на их совести. Голос мудрости
обращен ко всем, готовым слушать. Он говорит о благословениях
в настоящем:
Богатство и слава - со мною,
нескончаемое процветание и правда.
Лучше золота червонного мои плоды,
я ценнее чистого серебра.
Я ступаю по пути праведности,
по стезям справедливости,
чтобы любящих меня наградить достойно
и сокровищницы их наполнить.
Притчи 8:18-21, РБО
Знание законов приносит в нашу жизнь предсказуемость. Вот что
я имел в виду, говоря о том, что мудрость есть знание коца
в самом начале. Речь идет не о сверхестественной способности
узреть будущее, а о понимании сути вещей. "Он плохо кончит, -
говорим мы иногда об каком-то человеке, - он сам нарывается
на проблемы". В большинстве случаев, так оно и происходит.
"Праведники прозорливостью спасаются" (Притчи 11:9). Проникнув
в глубины божественной премудрости, мы станем прозорливее
и избежим многих бед. А если беды и случатся, мы сможем
отреагировать на них конструктивно. Вместо того, чтобы
обвинять Бога и ближних, мы примем на себя полноту
ответственности за ситуацию и найдем наилучший выход.