"Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете,
что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда
вы в бедности и вы - бедность". "Тот, кто знает все, нуждаясь
в самом себе, нуждается во всем", - сказано в Евангелии от Фомы.
Духовный рост человека происходит благодаря самопознанию,
углублению в себя - а не заучиванию священных текстов или
доктринальных положений. Мудр тот учитель, который помогает
ученику открыть свет Божий внутри, а не делает его зависимым
от себя и своего авторитета. Именно так поступал Иисус, в
отличие от фарисеев и книжников своего времени.
Религиозные учения часто притягивают к себе людей двух
категорий - властных и инфантильных. Властные индивидуумы
стремятся подавлять и доминировать, прикрываясь высшими
ценностями, под лозунгом "заботы о малых сих", не способных
к самостоятельности. В действительности же они выступают
как вампиры и паразиты, нещадно высасывающие энергию у тех,
кто им доверился.
На всякого властного человека находится дюжина, а то и
больше, инфантильных людей. Инфантильная личность не просто
незрела - она не понимает свою незрелость и не стремится
вырасти. Она желает, чтобы ей все объясняли, раскладывали
по полочкам, говорили, что нужно делать и как нужно верить.
Она охотно перекладывает груз проблемы на другого человека -
того, которого она считает сильным и мудрым.
Поступая так, инфантильная личность действительно избавляется
от бремени выбора и поиска, обретает душевный покой. Однако,
плата оказывается слишком высока. Она включает в себя
утрату индивидуальности, потерю энергии, необходимой для
самореализации и достижения успеха. Инфантильный индивидуум
не может быть плодотворным творцом.
Человеку, стремящемуся к познанию истины, крайне важно
освободиться как от инфантилизма, так и от властолюбия -
ментальных стереотипов, ослепляющих разум и сердце. Ему
необходимо выработать, с одной стороны - доверие к себе
и своей способности лично видеть божественный свет, а
с другой - глубокое уважение к окружающим. В этом случае,
он не будет пытаться контролировать их жизнь.
"Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на
слова" (Иакова 1:19). Часто бывает, что человек, которому
открылась одна-единственная крупица истины, наполняется
радостью и бежит рассказать о ней другим людям. В этом
нет ничего плохого - если только он не начинает проявлять
высокомерия, агрессивности и навязчивости. В этом случае,
если он вовремя не остановится, результаты могут быть
плачевными. Выучив достаточно цитат и поднаторев в искусстве
спора, он возомнит себя "наставником невежд". Он превратится
в фарисея.
Мудрый человек не спешит говорить даже о той истине,
которая ему известна. Зная об опасности категоричных
суждений, он тщательно взвешивает свои слова.
"Не многие делайтесь учителями" (Иакова 3:1). Почему?
Отношения между учителем и учеником - это не просто
передача информации. Передача информации - самая легкая часть
процесса обучения. Но учителю необходимо развить в ученике
правильный подход к истине, направить на путь познания
себя. Внешняя информация - в лучшем случае есть подтверждение
того, что ученик открыл в себе.
Нам будет легче понять суть духовного обучения, если мы
сравним его с обучением математике. От ученика требуется
усвоить ряд формул и методов, и затем применить их к решению
конкретных задач. На последних страницах задачника он может
найти ответы - и свериться с ними.
Самодостаточность, способность самому решать задачи, без
подсказок учителя и без подглядываний в ответ - вот конечный
результат правильного обучения. Тому, кто знает правильные
методы, не нужно заучивать ответы.