Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Беседы об Истине

14 ноября 2004 г.


Воля к истине: Внутренний свет

Всякий ищущий находит - утверждает Иисус. Однако, истину необходимо искать там, где ее можно найти, а не там, где это дозволяется религиозными авторитетами.

Есть старый анекдот о человеке, который искал потерянные ключи под фонарем - но не потому, что обронил их именно в этом месте, а потому, что под фонарем светлее. Смотря на многих верующих, невольно вспоминаешь эту притчу. Они не желают уходить "из-под фонаря" религиозной организации и ее предписаний, или же влиятельного и уважаемого человека. Их редко посещают мысли о том, что свет, который они так ценят в других, обитает и в их собственном сердце. Они не установили живого контакта со своим внутренним светом.

"Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма", - говорит Иисус в Евангелии от Фомы.

С психологической точки зрения, преклонение человека перед авторитетами можно объяснить чувством неполноценности, неуверенности в себе, страхом перед переменами, нежеланием принимать ответственность за найденную истину - тем более если она окажется "неудобной". Мы также должны отдавать отчет в том, что некоторые религиозные структуры сознательно культивируют в людях чувство беспомощности и беззащитности. Так легче властвовать.

Иисус говорил, что фарисеи "взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Луки 11:52). Мне не нравится склонять фарисеев, хотя это и весьма удобное занятие. Я думаю, что в массе своей они были достойными и нравственными людьми, до уровня которых большинству из нас еще расти и расти. В этом-то и состоит трагизм ситуации, в которой они оказались. "Положение обязывает". Положение фарисеев делало их, в первую очередь, защитниками собственных традиций - и собственной власти над умами окружающих. Ищущие индивидуумы, подобные Никодиму, были вынуждены приходить к Иисусу тайком, ночью.

Критикуя фарисеев, нужно делать это не огульно, а аргументированно. И, в первую очередь, фарисея нужно искать не в представителе той или иной религии, а в самом себе. Только в этом случае гневные и горькие слова Иисуса не окажутся напрасными.

Фарисеи (по крайней мере, лучшая их часть) гордились не собой, а Божьим откровением. Но их понимание откровения кардинально отличалось от того, что учил Иисус.

Во-первых, фарисеи считали откровение фактом - событием, состоявшимся в далеком прошлом. Иисус же подчеркивал, что откровение есть непрерывный процесс. Бог говорит. Бог творит. Бог изливает Себя в мир. Бог незримо присутствует повсюду, и Его активность не прекращается ни на миг.

"Тот, кто имеет уши, да слышит!" Иисус особо выделял внимательных слушателей - вне зависимости от их социального статуса, места в общественной или религиозной иерархии, пола и расы. Даже человек, формально неверующий в Бога, может услышать то, что он назовет "зовом сердца" - и последовать ему. И это уже переведет его в категорию "слышащих" - даже если его слуху будет недоставать ясности. Зов сердца - это зов Бога.

Во-вторых, фарисеи считали откровение эксклюзивным. Они выделяли народ Израиля - как особо избранный Богом из всех народов. Не останавливаясь на этом, они почитали священников и законоучителей особо избранными из всех израильтян. Считалось, что этим категориям людей больше дано от Бога, что Бог особенно близок к ним.

Иисус наносит концепции избранничества смертельный удар. Бог, о котором Он говорит, есть Отец всех. Божьи благословения предлагаются всем. В самом деле, о какой "избранности" может идти речь, если "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матфея 5:45)?

В-третьих, фарисеи считали, что требуются люди, сохраняющие откровение от посягательств, и что им должна быть дана абсолютная политическая и духовная власть. И это также противоречит всему, что говорил и делал Иисус.

Смотря на Иисуса, трудно не поражаться тому, как настойчиво Он уходил от любых попыток взять власть в Свои руки. Палестина того времени напоминала пороховую бочку. По первому Его слову, тысячи людей были готовы возвести Его на трон и дать неограниченные полномочия, чтобы распространять Его учение. Почему Он не воспользовался этим шансом?

Иисус понимал, что истина не может быть навязана. Для ее утверждения, необходимы сердечная чуткость и восприимчивость - а эти качества не имеют ничего общего с декретами и указами. Вот почему все попытки распространить истину, опираясь на внешний авторитет - будь то грубое подавление инакомыслящих, или же настойчивая пропаганда - приносят лишь вред. Истина превращается в свою противоположность. Даже если слова остаются прежними, из них уходит живой и свободный дух.


Беседы об Истине

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин 2004.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.yourtime
Отписаться

В избранное