Всякий ищущий находит - утверждает Иисус. Однако, истину
необходимо искать там, где ее можно найти, а не там, где
это дозволяется религиозными авторитетами.
Есть старый анекдот о человеке, который искал потерянные
ключи под фонарем - но не потому, что обронил их именно
в этом месте, а потому, что под фонарем светлее. Смотря
на многих верующих, невольно вспоминаешь эту притчу. Они
не желают уходить "из-под фонаря" религиозной организации
и ее предписаний, или же влиятельного и уважаемого человека.
Их редко посещают мысли о том, что свет, который они так
ценят в других, обитает и в их собственном сердце. Они
не установили живого контакта со своим внутренним светом.
"Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека
света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то -
тьма", - говорит Иисус в Евангелии от Фомы.
С психологической точки зрения, преклонение человека перед
авторитетами можно объяснить чувством неполноценности,
неуверенности в себе, страхом перед переменами, нежеланием
принимать ответственность за найденную истину - тем более
если она окажется "неудобной". Мы также должны отдавать отчет
в том, что некоторые религиозные структуры сознательно
культивируют в людях чувство беспомощности и беззащитности.
Так легче властвовать.
Иисус говорил, что фарисеи "взяли ключ разумения: сами
не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Луки 11:52).
Мне не нравится склонять фарисеев, хотя это и весьма удобное
занятие. Я думаю, что в массе своей они были достойными
и нравственными людьми, до уровня которых большинству из
нас еще расти и расти. В этом-то и состоит трагизм ситуации,
в которой они оказались. "Положение обязывает". Положение
фарисеев делало их, в первую очередь, защитниками
собственных традиций - и собственной власти над умами
окружающих. Ищущие индивидуумы, подобные Никодиму, были
вынуждены приходить к Иисусу тайком, ночью.
Критикуя фарисеев, нужно делать это не огульно, а
аргументированно. И, в первую очередь, фарисея нужно
искать не в представителе той или иной религии, а в
самом себе. Только в этом случае гневные и горькие слова
Иисуса не окажутся напрасными.
Фарисеи (по крайней мере, лучшая их часть) гордились
не собой, а Божьим откровением. Но их понимание откровения
кардинально отличалось от того, что учил Иисус.
Во-первых, фарисеи считали откровение фактом - событием,
состоявшимся в далеком прошлом. Иисус же подчеркивал,
что откровение есть непрерывный процесс. Бог говорит.
Бог творит. Бог изливает Себя в мир. Бог незримо присутствует
повсюду, и Его активность не прекращается ни на миг.
"Тот, кто имеет уши, да слышит!" Иисус особо выделял
внимательных слушателей - вне зависимости от их социального
статуса, места в общественной или религиозной иерархии,
пола и расы. Даже человек, формально неверующий в Бога,
может услышать то, что он назовет "зовом сердца" -
и последовать ему. И это уже переведет его в категорию
"слышащих" - даже если его слуху будет недоставать ясности.
Зов сердца - это зов Бога.
Во-вторых, фарисеи считали откровение эксклюзивным. Они
выделяли народ Израиля - как особо избранный Богом из всех
народов. Не останавливаясь на этом, они почитали священников
и законоучителей особо избранными из всех израильтян.
Считалось, что этим категориям людей больше дано от Бога,
что Бог особенно близок к ним.
Иисус наносит концепции избранничества смертельный удар.
Бог, о котором Он говорит, есть Отец всех. Божьи
благословения предлагаются всем. В самом деле, о какой
"избранности" может идти речь, если "Он повелевает
солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает
дождь на праведных и неправедных" (Матфея 5:45)?
В-третьих, фарисеи считали, что требуются люди, сохраняющие
откровение от посягательств, и что им должна быть дана
абсолютная политическая и духовная власть. И это также
противоречит всему, что говорил и делал Иисус.
Смотря на Иисуса, трудно не поражаться тому, как настойчиво
Он уходил от любых попыток взять власть в Свои руки.
Палестина того времени напоминала пороховую бочку.
По первому Его слову, тысячи людей были готовы возвести
Его на трон и дать неограниченные полномочия, чтобы
распространять Его учение. Почему Он не воспользовался
этим шансом?
Иисус понимал, что истина не может быть навязана. Для
ее утверждения, необходимы сердечная чуткость и восприимчивость -
а эти качества не имеют ничего общего с декретами и указами.
Вот почему все попытки распространить истину, опираясь
на внешний авторитет - будь то грубое подавление инакомыслящих,
или же настойчивая пропаганда - приносят лишь вред.
Истина превращается в свою противоположность. Даже
если слова остаются прежними, из них уходит живой
и свободный дух.