Для того, чтобы талант творца мог раскрыться в полную меру
своей силы и красоты, он должен быть свободен от рабского
преклонения перед авторитетами. Безусловно, мы вправе уважать
других за их мудрость и достижения. Однако, существует
грань, отделяющая признание от преклонения, которую не
следует переступать.
Низкопоклонство перед влиятельными людьми может быть
глубоко укорененной привычкой, против которой бессильны
любые аргументы. Возьмем Иисуса. Казалось бы, говорил ли
кто сильнее, вдохновеннее и убедительнее, чем Он? Тем
не менее, многие слушатели отвергали Его истину. "Уверовал
ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?"
(Иоанна 7:48), - спрашивали они.
Иисус упрекал фарисеев в том, что они строят гробницы
пророкам и праведникам, которых убили их отцы, тем самым
свидетельствуя о себе как о продолжателях дела отцов. На
первый взгляд, это может показаться нелогичным. Разве
возведение пышных монументов великим людям прошлого
не есть дань уважения и любви к ним? Здесь мы еще раз
сталкиваемся с глубокой проницательностью Иисуса. Его
не вводила в заблуждение обманчивая внешность.
Пророк - это вдохновенный человек. Пророческий дух -
это дух подвижности, жизни и созидания, в то время как
фарисейский дух - это дух застылости и окостенения. Не
удивительно, что они находятся в непрестанной борьбе.
Фарисей не может не убивать пророка, пока тот жив -
либо делом, либо словом. Живой пророк неудобен, он посягает
на то, что для фарисея дороже всего на свете - стабильность
и предсказуемость. Но, как только пророк мертв, отношение
к нему меняется. Он уже не предоставляет опасности. Напротив,
его авторитет можно использовать для укрепления и придания
веса собственной власти. Вот почему фарисеи от века делали
кумиров и идолов из мертвых пророков - и гнали пророков живых.
Дух Святой есть дух истины, и он же - дух пророчества. "Изолью
от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать
сыны ваши и дочери ваши" (Деяния 2:17). Впрочем, нам нужно
определиться с тем, что понимать под словом "пророчество".
Я убежден, что глубинный смысл этого слова не имеет
отношения к предсказанию грядущих событий. Пророчество
также не есть речь "от имени Господа", которая практикуется
в некоторых религиозных группах.
Дух пророчества - это дух новизны и новаторства.
Пророчество есть всякое вдохновенное слово и вдохновенное
действие. Вот почему "пророком" в своей сфере деятельности
может быть человек, совершенно не религиозный. В этом
нет ничего удивительного. Если бы Бог мог проявляться
только через религиозных людей - воистину, Его влияние было
бы крайне ограниченным. Но, к счастью, Бог присутствует во
всех и проявляется через всех. "Каждому дается проявление
Духа на пользу".
Парадоксально, но именно религия часто выступает в роли
гасителя пророческого духа. "Новое вино" не желает храниться
в "ветхих мехах". Новое слово и новое действие идет
в разрез с привычными догматами.
Фарисейский дух подразумевает неверие в новизну. Он считает,
что Бог уже сказал все, что хотел - и наше дело лишь бережно
хранить Его откровение. Он считает, что великие люди, жившие
в прошлом - недосягаемый духовный эталон, к которому
можно приближаться, но превзойти который нельзя.
Дух пророчества знает, что это не так. Бог не мертв. Он - жив,
и Он жив сейчас, в полноте текущего момента. Прямо сейчас,
Он говорит новое слово, которое никогда не звучало раньше.
Прямо сейчас, Он созидает новые миры. "Се, творю все новое".
Мы можем с полным основанием утверждать, что отрицание
творчества и новизны есть грех против Духа Святого.
Все разговоры о творчестве будут полезны лишь в том случае,
если мы видим самих себя в роли творцов. И это - единственно
правильная точка зрения на нашу природу. Мы - творцы,
созданные по образу и подобию Творца. Подавление творческого
начала, или же его уничижение, не может быть оправдано
никакими разговорами о "смирении".
"Кто жаждет стать человеком, должен обладать самостоятельностью
духа", - писал Эмерсон. Соглашаясь с ним, апостол Павел
призывал: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь
обновлением ума вашего" (Римлянам 12:2). Пусть важные
и напыщенные голоса "авторитетов" и "экспертов" никогда не
звучат для нас громче, чем голос Бога в нашей душе. Пусть
все аргументы, что "так не принято" или "это идет против
обычаев", не угашают пророческий огонь нашего духа.