"Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с
ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал
бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно
говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до
последнего кодранта" (Матфея 5:25-26), - учил Иисус.
Мириться - это не значит сдаваться. Мириться - это значит
пытаться понять своего "соперника", делать шаги навстречу.
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите,
таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам
будут мерить" (Матфея 7:1,2). Я думаю, Иисус не случайно
так часто обращался в своих проповедях к образам суда.
Он стремился подчеркнуть тот факт, что во вселенной
господствуют неизменные законы. Если мы поступаем
неосмотрительно и самонадеянно, эти законы обращаются
против нас - вместо того, чтобы защищать и благословлять нас.
Все то, что мы посылаем в окружающий мир - в форме мыслей,
слов и поступков - возвращается к нам. Прощение
оборачивается прощением. Любовь оборачивается любовью.
Осуждение оборачивается осуждением.
Иногда мы считаем, что наше осуждение определенного человека
или определенной ситуации оправдано, а наш гнев - "праведен".
Тем не менее, это - заблуждение. Судебный процесс - даже если
мы уверены в его успехе - это роскошь, которую мы не можем
себе позволить. Его издержки непосильным грузом лягут на наши
плечи, и, в конечном итоге, мы сами будем осуждены.
"Обратить другую щеку" к нашему обидчику - это значит
отказаться взаимодействовать с ним на уровне насилия,
поднявшись в сознании на более высокий уровень - на уровень
любви и трансформации.
Может показаться, что некоторые обстоятельства на оставляют
людям никакого выбора. Не правда ли, нам часто приходилось
слышать такие слова: "Мне пришлось дать сдачи. Мне пришлось
ответить. Мне пришлось..." Однако, пусть они не обманывают
нас. И, в очередной раз сталкиваясь с индивидуумом, заявляющим
что "ему пришлось" что-то сказать или сделать, подумайте
о том, действительно ли он был лишен достойной альтернативы.
Скорее всего, это не так.
Даже в ситуациях, когда личность подвергается физическому
насилию, у нее есть выбор. Она может либо проникнуться
злобой и ненавистью к мучителям, либо возвыситься до божественной
любви и прощения - и, таким образом, восторжествовать над
ними. Об этом, в частности, и говорил Иисус.
"Все делайте без брюзжания и пререканий" (Филиппийцам 2:14,
перевод В.Н. Кузнецовой), - призывает апостол Павел.
Ворчание, обиды, недовольство - все это характерные черты
противления. Люди жалуются на жизнь, и своими жалобами
делают свою судьбу еще невыносимее. По сути дела, они проклинают
сами себя.
Духовно просветленный человек не ропщет на жизнь и не
противится жизни. Он знает, что жизнь находится в его руках -
и Божьих руках. Некоторые обстоятельства - следствие наших
прошлых решений, и мы можем изменить их, если будем принимать
более мудрые решения. Другие обстоятельства могли быть
посланы Богом в ответ на наше подсознательное желание
возрасти. Они - задачи, которые нам предстоит решить для
того, чтобы "перейти в следующий класс". Они - подарок от Бога.
Воистину, нет ни одного переживания, через которое мы не
могли бы научиться. Нет ни одного переживания, которое мы
не могли бы использовать во благо.
В древности, многие алхимики пытались с помощью хитроумных
манипуляций превратить обычные металлы в металлы драгоценные,
металлы низшие - в высшие. Мне ничего не известно о том,
удалось ли им добиться успеха. Современная физика исключает
такую возможность. Тем не менее, существует истинная духовная
алхимия – искусство превращать видимое зло в добро,
боль - в радость, горе - в счастье. Одним из секретов
подобной трансформации является непротивление.