Как мы уже упомянули, непривязанность - это признак доверия
к Богу. Но она также подразумевает доверие человека к себе,
к своей способности творить и созидать. Доверие к Богу и
доверие к себе не являются взаимоисключающими понятиями.
Напротив, они взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Они суть звенья одной цепи.
Некоторые религии и духовные учения культивируют в своих
последователях чувство бессилия и недоверия в себе. Однако,
жизненный опыт показывает, что у каждого индивидуума есть
мера силы. Более того, опыт показывает, что эта сила может
расти и развиваться.
В определенных кругах считается, что называть себя "немощным"
и "ничего не стоящим" человеком - признак смирения.
Но, в действительности, это лишь прикрытая благочестивой
маской гордость. Возможно, ее корень - в нежелании брать
на свои плечи груз ответственности за разумное
использование собственной силы.
Недоверие к себе недальновидно и трусливо. Оно говорит:
"Я упал - значит, я уже никогда не научусь ходить". Но ни
один ребенок не мыслит подобным образом. Дети инстинктивно
доверяют себе - и именно поэтому идут на риск падения,
предпринимают новые попытки научиться ходить. В результате,
они становятся все более сильными и опытными.
В доверии к себе есть две составляющие. В первую очередь,
это ощущение себя достойной и полноценной личностью.
Во-вторых, это убежденность в том, что мы можем найти для
себя место под солнцем, дело, к которому мы призваны - и
преуспеть в нем.
Доверие к себе не имеет ничего общего с самоуверенностью
и высокомерием. Самоуверенность есть отсутствие роста и
гибкости, нежелание творчески сотрудничать с жизнью. Но
доверяющие себе люди смотрят на мир иначе. Они трезво
осознают, что многого достигли - но еще не достигли всего.
В развитии всегда существует эволюционная постепенность,
которую нельзя игнорировать. "Торопливый ногами оступится"
(Притчи 19:2).
Таким образом, слабость не есть отсутствие силы. Слабость -
это сила в процессе роста и становления, сила, которая еще
не раскрыта. Мы идем "от силы в силу" - но не можем
перепрыгнуть при этом все необходимые промежуточные
этапы. Ничто не будет дано нам без усилий. Мы должны
заработать все, на что мы претендуем.
Идея о "незаслуженных дарах" от Бога оказывает негативное
воздействие на наш духовный рост, поскольку она побуждает
нас думать и поступать в разительном контрасте с Божьим
законом. Закон же этот гласит: "Что посеет человек, то
и пожнет". Иногда кажется, что какие-то вещи были даны
нам, хотя мы и не прилагали усилий для их получения. Но,
возможно, мы просто не осознавали характер проделанной
нами работы. В других случаях, речь может идти о выданном
кредите, который предстоит вернуть с большими процентами.
"Все добро привнесенное имеет свою цену, и если оно
достается мне незаслуженно или без особых усилий, оно
не пускает во мне корней и уносится с первым же порывом
ветра. Но все добро природное принадлежит душе и может
там оставаться всегда, если за него вносить полноценную
естественную плату", - писал Ральф Эмерсон.
Характерными симптомами недоверия к себе являются жалобы
и сетования на собственное "невезение" или на "несчастную
долю", а также зависть к тем, кому "больше посчастливилось".
Разговоры на подобные темы не свидетельствуют о большом уме,
таланте или трудолюбии тех, кто их ведет.
Человеку, всецело поглощенному собственной работой,
нет времени жаловаться. У него также нет времени искать
снисхождения или особого благорасположения от людей или
от Бога. Он не нуждается в жалости, потому что считает
ее унизительной для собственного достоинства.
Всякие основания для зависти исчезают, когда мы осознаем,
что наши силы полностью адекватны стоящим перед нами задачам.
Возможно, мы не чемпионы мира по поднятию тяжестей - но мы
вполне можем свернуть гору наших проблем. Возможно, мы не
чемпионы мира по шахматам - но нам под силу найти решение
для всех проблем, поставленных жизнью. В конечном счете,
именно это нам и необходимо.