"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Небесное (в полноту жизни с избытком" (Матфея 18:3), -
утверждает Иисус. Как правило, под религиозным обращением
подразумевают принятие определенной системы догматов и традиций.
Но здесь речь идет о чем-то совершенно ином - о смене
жизненного настроя и мировосприятия.
Детский ум характеризуется простотой, любопытством и способностью
к удивлению. Он легок и подвижен.
С возрастом, человек склонен терять гибкость ума и свежесть
восприятия. Накопленные знания и выработанные привычки заковывают
нас в броню, которую сложно пробить любым новым фактам. Область
нашего восприятия сужается, а все, что попадает в нее, мы
измеряем привычной узкой меркой. Вместо того, чтобы
радостно приветствовать новое и неизвестное, мы сводим его
к старому и давно известному.
Отчасти это происходит из-за боязни потерять лицо. Мы не желаем
быть отвергнутыми или непонятыми. Стремясь сохранить статус и
положение в обществе, репутацию среди людей, мы внутренне
противимся всему, что может вывести нас из привычной колеи.
Оправдано ли такое поведение? Пусть каждый самостоятельно даст
ответ на этот вопрос. Мы же укажем на то, что такой настрой
блокирует духовный рост человека.
Учение Иисуса показывает путь к обретению человеком его
подлинной идентичности. Оно обращено не ко всем людям, но
к тем, кто устал носить маски и желает в полной мере стать
самим собой. Чтобы это произошло, необходимо отбросить ложный
страх, мешающий познавать себя и проявлять себя.
Дети охотно признаются в невежестве и ограниченности, и это -
весьма здравая позиция. Принимая свое невежество, мы готовы
учиться. Принимая свою незначительность, мы готовы расти.
Таким образом, сознание ребенка придает новую степень свободы.
Оно помещает нас в поток жизни, неумолимо влекущий нас вперед.
Взрослый, считающий что понял в жизни и в самом себе все,
высокомерно поучающий других, смешон. Что может знать о мире
неподвижно лежащий на дне реки камень, давным-давно обросший
мхом?
Древнегреческий философ Платон считал познание истины
воспоминанием о давно забытом. В его концепции есть много
верного. Всякий раз, когда нам по-настоящему открывается
один из законов мироздания, у нас появляется чувство, что
мы прикоснулись к чему-то знакомому и родному. Мы готовы
восклицать: "Я всегда знал, что это так, но не мог выразить
словами". Это происходит потому, что мы внутренне едины со
Христом, который есть Истина. Он дает нам сердечную
отзывчивость и восприимчивость к истине, которая неумолимо
пробивается наружу, даже несмотря на полученное нами
неправильное обучение и воспитание.
В то же время, Иисус подчеркивает другую, не менее важную
грань познания Истины – удивление. "Пусть тот, кто ищет, не
перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он
найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет
удивлен, и, он будет царствовать над всем".
Если наши поиски не приводят нас к состоянию благоговейного
изумления перед вновь открытой реальностью духовного мира -
это означает лишь то, что мы не достаточно далеко продвинулись
вперед.
Метод обучения Иисуса был парадоксален. Он часто стремился
привести слушателей в замешательство, для того чтобы избавить
их от гордого и самоуверенного ума. Людям, которые считали
себя богатыми собственной мудростью и собственным благочестием,
он говорил о необходимости "раздать все имение" и следовать
за Ним.
Божий путь - это путь простоты. Неся на своих плечах слишком
тяжелую поклажу, мы не сможем далеко уйти. Путник должен быть
свободен, и в этой свободе заключена мудрость Неба,
превосходящая мудрость земли.