Божественные законы вписаны в структуру нашей личности и
являются естественными для нас. Божий путь - это путь мира,
на котором мы ощущаем себя наиболее органично. Но в самом
начале, вставая на этот путь, мы можем столкнуться с
неприятными ощущениями. В этом нет ничего удивительного -
любые перемены на первых порах болезненны.
Физика учит, что всякое тело, которое резко останавливает
свое движение или меняет его направление, испытывает перегрузки.
То же самое происходит и с нами.
"Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою
дорогу", - говорит Библия. Проблема людей, на которую указывает
данный отрывок, состоит не в их стремлении быть самими собой.
Мы не вправе использовать эти слова как оправдание насилия
над личностью, стремления опутать ее сетями религиозных
предписаний. Речь идет об ином - об эгоизме и узости мышления
людей, отказывающихся от божественного авторитета, живущих
"без царя в голове".
Эгоистичный человек не может познавать мир таким, какой он
есть. Подобно овце, которая видит лишь траву под ногами,
он воспринимает только то, что способно принести ему
немедленную пользу. Все остальное остается вне сферы
его внимания. Его кругозор сужен личными потребностями,
желаниями и амбициями. Не удивительно, что раньше или
позже последовательные эгоисты вступают в конфликт друг
с другом и с самим мирозданием. Их сиюминутная "практичность"
ведет к плачевным результатам в более длительной перспективе.
Для того, чтобы встать на Божий путь мира, ведущий к
Высшему Благу, индивидуум должен пережить обращение.
Ему необходимо повернуться от своего "эго" - к Богу, от
тьмы невежества - к свету духовного понимания.
Как мы уже подчеркнули, во многих случаях этот поворот
бывает болезненным. К процессу обращения следует подходить
крайне осторожно, чтобы он не нарушил тонкую структуру
человеческой личности. Обращение может, а порой и должно
быть, постепенным.
Если человек долгое время жил в кромешной тьме, его нельзя
сразу же выводить на дневной свет - он почувствует боль в
глазах, и даже на какое-то время может ослепнуть. Его глаза
должны привыкнуть ко все более и более яркому свету. Точно
так поступает с нами Бог. Он постепенно, шаг за шагом, ведет
нас к большему свету.
"Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и
более светлеет до полного дня".
Притчи 4:18
Некоторые люди боятся обращения, потому что, по их мнению,
это приведет их к утрате идентичности. Они не желают раствориться
в толпе, где все - на одно лицо и одеты в одну и ту же униформу,
где все думают, говорят и поступают одинаково. Такие опасения
оправданы лишь в том случае, если речь идет об обращении к
некоей доктрине, идеологии, или же религиозному авторитету,
требующему безропотного повиновения. Но Бог, к счастью,
не ограничен рамками доктрин и идеологий.
Бог индивидуализирован в каждом человеке. Обращение к Богу
(обитающему в нас) ведет нас к большей уникальности. Бог
проявляется особенным, непохожим образом в каждой личности,
стоящей на Пути. Внутри великого Пути, существует множество
отдельных путей, которые не противоречат друг другу, но
соединяются в единое, слаженное целое.
Конец пути эгоиста - тупик. Но, следуя за Богом, мы выходим
из тесноты на простор. Перед нами открывается дорога длиною
в вечность. Вечность же подразумевает не только бесконечное
время, но бесконечное совершенствование качества нашего бытия.