"Входите тесными вратами" (Матфея 7:13), - призывает Иисус.
Он обращается к каждому человеку в отдельности, а не к толпе
или группе людей. Достижение жизни с избытком - это
личная ответственность.
Следуя по "узкому пути", мы не вправе оглядываться на других,
или же сравнивать себя с другими. Чем чаще мы смотрим в сторону, тем выше вероятность упустить из виду цель и сбиться с курса. Но это
еще не все. Человек, который ощущает себя продвинувшимся дальше
своих ближних, может исполниться высокомерия по отношению к ним -
и тем обесценить все свои достижения.
Следуя по "узкому пути", не стоит сравнивать себя и с тем,
какими мы были раньше. Некоторые люди заходят в самоанализе
так далеко, что практически не могут забыть о себе и
сосредоточить внимание на чем-либо кроме себя. Их благие
намерения оборачиваются эгоцентризмом.
"Узкий путь" не имеет ничего общего с религиозным фанатизмом.
Он не требует от нас слепо принимать на веру абсурдные
доктрины или заковывать себя в рамки бесконечных ограничений.
"Узкий путь" не имеет ничего общего с ненавистью к себе,
болезненному стремлению уничтожить себя или причинить себе
боль. Он ведет не в смерть, а в жизнь. Следуя по нему, мы
освобождаемся от шлака, который засоряет разум и душу. Мы
отказываемся от бесполезных, непродуктивных занятий. Мы
отвергаем все, что не достойно любви к Богу, к ближним и
к самим себе.
Путь подразумевает постепенность движения. Каждый новый шаг
продвигает нас вперед и вверх. Мы идем размеренно, рассчитывая
свои силы. Те же люди, которые пытаются бежать сломя голову,
часто оступаются и падают, а позднее - изнемогают и сходят
с дистанции.
"Узкий путь" - это самодисциплина. Следование по нему делает
нас собранными и слаженными, приводя все телесные, душевные
и духовные силы в состояние гармонии. По-настоящему
дисциплинированный человек становится красив и светел.
Он не растрачивает себя попусту в ничтожных мыслях, делах
и чувствах.
Но почему же все-таки этот путь назван "узким"?
Определенная часть нашего сознания стремится идти путем
наименьшего сопротивления. Она боится работы, и, в первую
очередь - внутренней работы. Она убеждает нас сдаться,
покориться судьбе, быть как все, не думать о себе слишком
много. Но ее голос - это не голос обитающего в нас Христа.
На первый взгляд может показаться, что "широкий путь" обещает
больше свободы. Однако, лишь глубоко невежественные люди
могут назвать "свободой" состояние индивидуума, который
порабощен стихиями мира, а также своими собственными
желаниями, чувствами и настроениями. Его "свобода" иллюзорна.
Раньше или позднее, ему предстоит пробудиться к суровой
реальности деградации, упадка и растраты всех внутренних
богатств.
Самодисциплина - это процесс, благодаря которому мы
становимся полноправными господами своего внутреннего
мира, и, как следствие, нашего окружения. Она может
казаться болезненной и противоестественной только вначале,
на стадии формирования новых привычек. Пройдет время, и мы
уже не сможем представить себя без них.
Христос пребывает в каждом человеке, но степень Его
манифестации зависит от направленности воли. Благодаря
самодисциплине, мы даем Христу возможность исцелить,
преобразить и возвысить нас.