Событиям в окружающем мире присуща цикличность. Подлинная
мудрость состоит в том, чтобы понимать смысл происходящих
вокруг нас событий, сообразуя свою жизнь со вселенским ритмом.
Следует признать справедливыми слова Уильяма Шекспира:
В делах людей прилив есть и отлив,
С приливом достигаем мы успеха.
Книга Екклезиаст выражает ту же самую мысль, говоря:
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать,
и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать,
и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать,
и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать,
и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать,
и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".
Екклезиаст 3:1-8
Мудрый человек занимается определенным делом тогда, когда для
этого есть наиболее подходящее время. Он отплывает от берега
вместе с отливом, для того чтобы вернуться во время прилива.
Именно поэтому иногда кажется, что его жизнь легка, а все
мироздание поддерживает его.
Рассматривая жизнь успешных и плодотворных людей, нам не
всегда бывает легко понять, в чем состоит секрет их достижений.
Да, им присущ талант - но есть и более талантливые люди,
прозябающие в неизвестности. Да, они усердно работают - но есть
и много таких, кто всю жизнь "тянет лямку", не добиваясь
видимых результатов. Да, они верят в себя и в свое дело - но
даже эти черты порой можно встретить у неудачников.
Внимательный наблюдатель неизбежно приходит к выводу, что
на сложные вопросы нельзя найти упрощенные ответы, что
жизнь представляет собой совокупность множества факторов,
каждый из которых играет важную роль. Жизнь - это одновременно
и наука, и искусство. Жизнь есть наука в том смысле, что
существуют четкие и определенные законы, повиновение
которым вознаграждается, а неповиновение - наказывается.
И если человек всерьез считает мир беспорядочным, хаотичным,
отданным на волю случая, можно с уверенностью сказать, что ему
в жизни придется нелегко. Но, в то же самое время, жизнь
есть искусство. За пределами любых законов, лежит нечто
неуловимое и неподдающееся описанию - чувство всеобщего
единства, вселенской гармонии, целесообразности. Оно сродни
красоте - но более глубоко, чем красота. Человек, открытый для
чувства гармонии, обладает бесценным сокровищем, подлинным ключом
к счастливой жизни.
Долгое время, для меня оставались загадкой слова апостола Павла
о том, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все
содействует ко благу" (Римлянам 8:28). Если воспринимать
их поверхностно, может показаться, что все бедствия, которые
только происходят с людьми, намеренно посылаются Творцом для
их же пользы, и, значит, высшим благом для нас будет покорно
принимать все происходящее как неизбежность. Но так ли это?
Разум человека можно убедить в том, что несчастья даны ему
на благо. Но поверит ли в это сердце? И не следует ли нам
доверять зову нашего сердца, вопреки всем хитросплетенным
теориям?
Истина состоит в том, что смирение перед Богом в большинстве
случаев означает непокорность обстоятельствам.
Библия учит, что путь человека к желаемому благу не всегда
однозначен и прямолинеен. Нам не всегда будет дуть в спину
легкий, попутный ветерок. Порой, происходит прямо
противоположное - ветер дует нам в лицо, не давая двигаться
вперед. Но это вовсе не значит, что мы призваны бессильно
отдаться на волю ветра, уповая на то, что он когда-нибудь
переменится.
Искусство жизни подразумевает гибкость - такую же, какая
необходима опытному мореходу для того, чтобы пробиваться
к желаемой цели против ветра, сквозь любую непогоду, лавируя
при помощи парусов и руля. Опытный мореход умеет повернуть
природную стихию себе на пользу, какой бы она ни была.
За грозными раскатами, он способен услышать единый ритм -
и следовать на волне этого ритма туда, где находится цель
его путешествия.
Проблема многих людей заключается в их ментальной жесткости
и окостенелости. Когда приходит буря, они легко ломаются -
потому, что не умеют, или же не хотят меняться. В
новых обстоятельствах, они продолжают идти старыми, привычными
путями, не задумываясь о том, что карта местности сейчас
стала другой.
Гибкость не подразумевает беспринципности и безволия. Напротив,
гибкий человек направляет свою волю для того, чтобы идти к
своей мечте и отстаивать свои принципы - используя для пользы
дела все, что встречается на его пути. Его действия эффективны
потому, что они гармоничны.