Вселенная, созданная Богом, прекрасна. Вряд ли найдется
утилитарное объяснение, почему существует такое многообразие
небесных светил, природных ландшафтов, растений и животных.
Мир, в котором мы живем, не просто мастерская, как об этом
долгое время твердили ученые и естествоиспытатели. Видимый
мир - это храм, где невидимо присутствует Бог,
многообразно свидетельствуя о Себе. Красота земного мира -
это тень, или же тусклый отблеск красоты горнего мира,
который является основой видимой реальности.
Читая Псалмы и книги пророков Ветхого Завета, мы
неоднократно убеждаемся в том, что развитое эстетическое
чувство перекликается с развитым духовным чувством.
Восхищаясь творениями Бога, Давид сразу же обращается
к Нему с песнью благодарности и хвалы. В притчах Иисуса,
перед нами также предстают величественные картины природной
красоты. "Ласково покоится взор Его на всех явлениях мира
и, проникая сквозь все покровы их, видит руку Бога живого
во всем, что растет и зреет под Божьим солнцем и росою
небесною", - пишет Д. Мережковский.
Но мы - больше, чем пассивные созерцатели. Красота
мироздания пробуждает и вдохновляет человека во всех
его делах. Созданные по образу и подобию Творца, мы
призваны творить - и нашим творениям надлежит быть прекрасными.
Красота и духовность должны идти рука об руку. Если красоту
искуственно отрывают от ее корней в Боге, она тускнеет и
увядает. В то же самое время, если религия отвергает
эстетическое начало и перестает отзываться на эстетические
потребности людей, она становится холодной и безжизненной.
Нельзя не согласиться с человеком, который сказал, что
красота - это не роскошь, а необходимость.
Красота одновременно и универсальна, и индивидуальна.
Эстетические идеи одного человека могут перекликаться с
идеями другого, но они не обязательно будут совпадать во
всех деталях. Опасность подстерегает в том случае, когда
люди начинают возводить личные вкусы в ранг абсолютной истины,
отвергая все, что не укладывается в их рамки. Многообразие
красоты - как в сфере природы, так и в сфере человеческой
деятельности - исходит от Бога.
Единый Дух, по утверждению апостола Павла, наделяет
людей разнообразными дарами. Большинство богословов,
комментирующих его слова, ограничивают сферу даров Духа
религиозным служением. Считается, что дары Духа может
стяжать только глубоко верующий человек. Отчасти, это
верно - вера действительно способна пробуждать и
активизировать дремлющие в индивидууме способности.
Но это - лишь часть великой Истины.
Дары Духа принадлежат каждому человеку, вне зависимости
от его веры и духовного развития - просто по праву рождения.
Благодать Бога настолько обширна, что она не может не
включать в себя всех. Согласно Иисусу, Он "повелевает солнцу
Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных" (Матфея 5:45).
Благодать Бога многообразна, многоразлична. Возможно,
это - самое важное, что мы можем сказать о ней.
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил,
как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей"
(1 Петра 4:10), - призывает апостол.
В творческом процессе, человек уподобляется Богу и работает
вместе с Богом, "называя несуществующее, как
существующее" (Римлянам 4:17). Он приводит небытие к бытию.
Он придает осязаемую форму видению, которое живет в его сердце.
Он обогащает мир, открывая для окружающих людей его новые,
доселе неизвестные грани.
Стремление к красоте и творчеству - это стремление к
свободе. Авторитарность губительно сказывается на творчестве,
поскольку авторитарность подчеркивает единообразие и серость.
Жесткий и деспотичный дух, желающий утвердить над людьми свой
контроль, допускает им проявлять себя только в узко очерченных
границах - и это неизбежно приводит к застою и деградации.
Величие Бога состоит в том, что, будучи единым, Он способен
проявляться в бесчисленном многообразии - при этом не умаляя
Себя. Вот почему человек, ищущий Бога, не теряет себя и свою
уникальную идентичность. Напротив, он находит себя. В нем
пробуждается новое мужество быть самим собой, "не сообразуясь
с веком сим", и проявлять свою творческую энергию в созидании
гармонии и красоты.