Книга Деяний Апостолов, повествующая о первых верующих в
Христа, неоднократно называет их последователями "пути
Господня". Думаю, это вовсе не случайно. Учение Иисуса -
не абстрактная теория о жизни. Это - путь жизни. Смысл
христианства - в его практической реализации. Ценность
христианства - не в только его надмирности, но и в том,
что оно дает ответ на повседневные вопросы, которые
приходится решать человеку, в какую бы эпоху он не жил.
Путь Господень - это путь целостности, единения. Его высшая
цель - соединение внешне раздробленных элементов мира
(а также индивидуальной человеческой жизни) в единое,
гармоничное целое: "дабы все небесное и земное соединить
под главою Христом" (Ефесянам 1:10). Всевозможные идеи
разделения коренным образом противоречат духу Евангелия.
К категории идей, которые зрелый верующий призван перерасти,
относится мысль о том, что существует противоречие между
так называемой "мирской" и так называемой "духовной"
жизнью. Противопоставление "обыденного" и "священного"
губительно для нашего внутреннего становления.
Если мы верим в то, что Бог воистину вездесущ, это
подразумевает, что нет сферы жизни, которая не была бы
охвачена и не затронута Им. Как не шокирующе это может
прозвучать для некоторых верующих, Бог в равной мере
присутствует и с человеком, молящимся в церкви, и с
человеком, занятым на своем рабочем месте, и с человеком,
поглощенным домашними делами, и с человеком, отдыхающим
после напряженного дня.
"Ничто не является мирским в земном мире для тех, кто
умеет видеть. Напротив, все священно для того, кто различает
во всяком творении частицу избранного бытия, подчиненную
притяжению Христа на пути к совершению", - утверждает Тейяр
де Шарден.
Понимая этот факт, мы можем освободиться от чувства вины из-за
того, что мы, как кажется, недостаточно уделяем время
духовным упражнениям. Мы можем перестать жаловаться на
недостаток времени и сил для служения Богу, осознав, что
вся наша жизнь, если мы организуем ее правильно, станет
непрерывным актом служения.
Призвание христианина в мире - одухотворить любой труд,
любую активность, которой он занимается, будь то добровольно
или вынуждено. Именно об этом так четко и убедительно пишет
апостол Павел, обращаясь к самой зависимой категории людей -
к рабам:
"И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а
не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите
наследие" (Колоссянам 3:23,24).
В сущности, его слова означают: "Работайте так, как если бы сам
Господь был вашим хозяином! Вкладывайте в вашу обыденную,
повседневную работу всю любовь, которую вы имеете к Нему.
В этом случае, ваша работа обратится в служение. Она
обретет осмысленность. Вы освободитесь от чувства вины
и внутренней раздвоенности. Ваша самооценка изменится к
лучшему. Вы перестанете считать себя ничтожным рабом людей,
и поймете, что вы - Божий служитель. Сверх того, Бог благословит
вас и даст вам наследие. Все семена любви, посаженные вами,
возрастут и принесут вам щедрый урожай!"
Любая работа может приносить удовлетворение и радость, если
вы осознаете, что сотрудничаете с Богом.
Речь не идет о том, что вам непременно необходимо совершить
что-то большое и необычное. Имеет значение не то, что вы делаете,
но то, как вы это делаете. Имеет значение лишь количество
любви, которое вы вкладываете в свой труд. Вы можете делать
великие вещи как малые, и малые - как великие.
В своей поэме "Пророк", известный ливанский поэт Халиль Джебран
пишет:
"И только, когда ты делаешь с любовью, ты соединяешь себя
с собой, и с другими людьми, и с Богом.
А что такое трудиться с любовью?
Это ткать ткань из ниток, тянущихся из твоего сердца, так,
будто твоя возлюбленная собирается носить эту ткань.
Это строить дом с любовью так, будто твоя возлюбленная будет
жить в этом доме.
Это бросать семена с нежностью и собирать урожай с радостью,
будто твоя возлюбленная будет вкушать эти плоды.
Это значит наполнять все вещи, которые ты делаешь, дыханием
твоей души.
Труд - это любовь, которая видима.
И если ты можешь трудиться без любви, а лишь с отвращением,
то будет лучше, если ты оставишь работу и сядешь у ворот храма
и будешь просить милостыню у тех, кто работает с радостью.
Потому, что если ты печешь хлеб с безразличием - то ты печешь
горький хлеб, который насыщает только наполовину.
И если ты давишь виноград с неохотой, то твоя неохота превратится
в яд твоего вина".