"Во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание,
но вера, действующая любовью" (Галатам 5:6), - утверждает
апостол Павел. Говоря о вере, нельзя не упомянуть эту истину.
Она - важное звено, необходимое для построения целостной
духовной жизни.
В послании к Галатам, Павел ведет ожесточенную полемику
с законниками - людьми, утверждавшими, что религия не
может существовать без соблюдения ритуального закона.
Они считали соблюдение заповедей и следование традициям
не только прекрасной "уздой", удерживающей человека от греха,
но и высшим проявлением благочестия.
Мировоззрение Павла, оформившееся под влиянием
непосредственного откровения Иисуса Христа, было иным.
Ему глубоко претила идея, согласно которой взаимоотношения
Бога можно свести к коммерческой сделке, или же
последовательности "шагов". Он провозглашал силу и славу
высшего закона, и, по сути, единственного закона - закона
свободной и творческой любви.
"Любовь есть исполнение закона" (Римлянам 13:10).
Любовь исходит из единого источника - из Бога - и обратно
возвращается к Богу. Вся жизнь, в своей глубинной основе,
представляет собой циркуляцию любви.
Любовь приводит нас в гармонию с Богом, выводя за пределы
мелкого, эгоистичного "я" и приземленных интересов. Она открывает
наши разум и наше сердце к высшей реальности, настраивая нас
на божественную волну. "И мы познали любовь, которую имеет
к нам Бог, и уверовали в нее" (1 Иоанна 4:16). Если первый
импульс веры человека не был основан на любви, мы можем
предположить, что он уверовал не в Евангелие, а во что-то иное.
Любовь есть сила притяжения. Она привлекает в нашу душу
все божественные качества и атрибуты, делая нас подобными
Тому, Кого мы любим.
Писание призывает нас "уразуметь превосходящую разумение
любовь Христовы, дабы исполниться всею полнотою Божьей"
(Ефесянам 3:19). Стремимся ли мы к "полноте Божьей"? Хотим ли
мы раскрыться в Боге? Единственная возможность достичь
этого – сосредоточиться на Источнике любви. Вне любви, наше
развитие неизбежно будет однобоким и половинчатым.
"Полнота Божья" одновременно есть и полнота, зрелость веры.
Вера, лишенная любви, страдает рядом очень серьезных недостатков.
Вера, лишенная любви, склонна к высокомерию. Видя свои успехи,
она начинает гордиться собой - и, тем самым, предопределяет
свое будущее падение. Но любовь, которая "не превозносится",
ставит веру в позицию слуги тем людям, которые, возможно,
еще не имеют развитой веры.
Вера, лишенная любви, склонна к контролю и манипуляции. Она
считает, что вправе вмешиваться в жизнь окружающих по своему
произволу, пусть даже с благими намерениями. Но любовь, которая
"не ищет своего", учит веру почитать свободу и достоинство
каждого человека, каким бы невежественным, слабым и зависимым
он ни казался.
Вера, лишенная любви, часто бывает нетерпима и агрессивна.
Но любовь, которая "не гордится" и "не раздражается", помогает
вере не выходить за границы, которые ей отведены, уважая право
других на самостоятельный поиск истины и жизнь в согласии со
своими идеалами.
Любовь придает вере равновесие, без которого она может стать
опасной - как для самого верующего, так и для его ближних.
Когда же любовь и вера действуют совместно, они способны
добиваться удивительных результатов!
Книга Деяния Апостолов повествует о том, как апостолы Петр
(символ веры) и Иоанн (символ любви) вместе шли в храм
(Деяния 3:1). Прежде, у этих двух апостолов неоднократно
возникали разногласия - но сейчас мы видим их в единстве друг
с другом. У ворот храма они встретили хромого и нищего
человека - и исцелили его, вслед за чем последовало более пяти
тысяч обращений ко Христу. Воистину, вера, действующая любовью
(в единстве с любовью и во имя любви), способна творить чудеса!
О вере, как и о любви, можно долго рассуждать, и наши слова
будут верными, но наступает момент, когда все слова должны
умолкнуть. Любви и вере присущ элемент таинства, который
невозможно адекватно описать человеческим языком. Любовь
и вера должны стать реальностью нашего опыта - и, благодарение
Богу, этот опыт доступен всем без исключения.