В Евангелиях есть два эпизода, где говорится о том, что
Иисус удивился. В первый раз, Он удивился неверию. Во второй
раз, Он удивился вере.
Пожалуй, одним из наибольших разочарований Господа было неверие
жителей Его родного города. Это было единственное место, где,
по словам Марка, Он "не мог совершить никакого чуда, только
на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился
неверию их" (Марка 6:5,6).
Существуют различные виды неверия, и для того, чтобы понять
этот отрывок, нужно представить духовное состояние людей,
которых он показывает. Есть неверие, вызванное незнанием,
или неполным знанием - и в нем нет ничего предосудительного.
Есть скепсис ученого или исследователя, который заставляет
его ставить под вопрос свои теории и взгляды в вечном поиске
нового. Но, кроме того, существует агрессивное неверие -
нежелание менять привычные оценки, отказ человека видеть,
слышать и принимать то, что идет в разрез с его представлениями.
Именно с таким неверием столкнулся Иисус.
Парадоксальная особенность неверующих подобного рода состоит
в том, что они вовсе не против исцелиться, решить свои
проблемы, улучшить жизненные обстоятельства - но только если
им не придется для этого выходить за рамки своих идей. Для
жителей Назарета, знавших Иисуса с детства, Он по-прежнему
остался плотником. Если они и слышали истории о происходивших
где-то чудесах, они, скорее всего, принимали их за пустые
россказни: "Это противоречит нашему опыту. У нас ничего
подобного не было - значит, этого не может быть".
Неверующий человек часто бывает силен в искусстве
оправдывать собственное неверие - но его оправдания жалки.
Их произносит человек, сидящий у разбитого корыта.
К счастью, Библия показывает нам противоположный пример -
веру римского сотника, которой удивился Иисус: "Истинно говорю
вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" (Матфея 8:10).
Сотник не был иудеем и не посещал синагоги - если он и знал
о законе Моисея, служении пророков и обетовании Мессии - то
только поверхностно, так, как может знать об обычаях и нравах
местного населения всеми презираемый чужестранец-оккупант.
Но у него была определенная мера веры - и он использовал ее до конца.
Сотник пришел к Иисусу с проблемой - и, что удивительно, это
была не его нужда, и даже не нужда кого-то из родственников,
а нужда слуги. Сотник знал, что такое любовь - и он знал,
что такое вера.
Истории, которые наверняка доходили до него, говорили о
необычайной власти в словах Иисуса - власти исцелять болезни.
Будучи офицером, он знал о силе своих приказаний. Сотник полагал,
что Иисус использует в сфере духа тот же механизм, что он
сам использует на службе. Приказ высшего - закон для низших.
В этом нет ничего запутанного или двусмысленного.
Сотник слышал об исцелениях, а, возможно, и лично встречался
с выздоровевшими людьми. Он не был обременен багажом
религиозных, культурных и богословских идей для того,
чтобы отвергать очевидное, или пытаться доказать, что
Иисус творит чудеса недоброй силой. Возможно, сотник был
слишком прост. Он видел плоды - и судил по плодам.
Сотник не ставил предела силе Бога. Если Он действительно
всемогущ, Он может действовать на любом расстоянии. Если
Бог всесилен, Он вправе избрать любого - и плотника, и рыбака.
Сотник заявлял о своем желании, оставляя детали исполнения
этого желания на Его усмотрение.
"И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет
тебе. И выздоровел слуга его в тот час" (Матфея 8:13). Все,
что происходит в нашей жизни, является плодом нашей веры -
или ее отсутствия. Как мы веруем, так и будет нам. Отказываясь
верить, мы остаемся больными - стоя вблизи от Источника
исцеления. Проявляя веру, мы обретаем исцеление сами - и,
более того, становимся каналами исцеления для окружающих
нас людей.