Недельная глава "Толдейс". Предисловие к беседе ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В душе человека Тора выделяет три основные силы: волю, разум и эмоции.
Взаимодействие между ними, роль каждой в Служении, - одна из главных
тем философии хасидизма. Сегодня в качестве вступления к беседе ребе,
несколько слов о силе разума - "сейхл".
Мир создан Все-вышним таким образом, что каждому аспекту "со стороны
добра", началу, раскрывающему святость Все-вышнего, соответствует его
противоположность - аспект, скрывающий Б-жественность, - зло. Так,
например, каждая из сил Б-жественной души имеет свой духовный
"антоним" - аналогичную силу души животной, - аналогичную по сути, но
противоположную по направленности. В том числе, силы разума:
способность к генерации идеи (хохмо), способность к углубленному
анализу (бина) и способность переживать идею, соединять ее с эмоциями
и воплощать в жизнь (даас), могут быть реализованы б-жественной и
животной душами различно. Разум б-жественной души направлен на
осуществление и совершенствование Служения Все-вышнему - на добро.
Животная душа, напротив, может реализовывать свой разум во зле (при
этом, чем выше разум, тем более изощренное зло может быть результатом
его применения).
Однако, разум далеко не всегда довлеет над поступками. Каждый из нас,
конечно, сталкивался с проявлениями человеческой деятельности, не
подчиненными разуму. Глупости, необдуманные поступки, о которых кто-то
впоследствии, может быть, жалел, а может - вспоминал с улыбкой. Если
попытаться определить "глупость", воспользовавшись терминологией Торы
хасидизма, то можно сказать, что это действие, имеющее источником не
разум, но то, что ниже разума ("лемато мин асейхл").
Впрочем, необдуманные действия не всегда вызывают сожаление. Иногда,
подобным образом, совершается добро, - добро, которое не может быть
мотивировано соображениями разума. Речь идет о поступках, совершаемых,
когда человек, жертвуя собой, инстинктивно, даже не успев задуматься,
а отдавшись порыву своей души, идет на шаг, на который, возможно
никогда не решился бы "по здравом размышлении". Подобные поступки в
той же степени, что и глупость, не имеют источником разум, однако, они
не имеют отношения и к тем аспектам, которые ниже разума, - не
представляют из себя "глупость" в обычном понимании - глупость,
ведущую ко злу. Они - "глупость", имеющая своим источником аспекты
выше разума, - скорее, не "глупость" - "надразумность". (Так,
например, пророки, поднимавшиеся над своим разумом в состоянии
пророчества, называются Торой "мешугоим (сумасшедшие)").
И вот, несмотря на то, что Все-вышний требует от нас Служения,
построенного на разуме (на изучении Торы - на анализе ситуаций, и
разрешении их, _в_соответствии_ с требованиями Торы - воли и мудрости
Все-вышнего), иногда от нас требуется принятие решений, совершение
поступков, которые не могут быть обоснованы логикой, требуется
поведение, выходящее за рамки разума, строящееся на том, что выше его,
- на самопожертвовании.
В начале известного отрывка из Торы: "Шма Исроэйл!.. (Слушай
Израиль!..)" (произнесение которого утром и вечером является заповедью
из письменной Торы) говорится: "...люби Все-вышнего, Б-га твоего всем
твоим сердцем и всей душой твоею..." Завершается фраза словами "ув'хол
меэйдехо", означающими, согласно толкованиям, что еврей должен любить
Все-вышнего любовью большей, нежели любовь мотивированная разумом или
чувствами, - любить Б-га так, чтобы ради этой любви он был готов на
самопожертвование и шел на самопожертвование.
Внутренняя Тора показывает мировую историю, как историю работы
человека над созданием из мира сосуда для Б-жественности.
Эта работа началась с момента совершения греха Древа Познания (о
котором рассказывалось в первой недельной главе Торы "Брейшис"), и
продолжается по сей день.
Объясняя суть работы по совершенствованию мира, Тайная Тора упоминает
о, так называемых, искрах святости (искрах добра), в результате
совершения греха Древа Познания рассыпанных в мире и смешанных со
злом. Большая часть творений, наполняющих мир, представляет из себя,
говорит Тайная Тора, "клипас нейго" - смесь добра и зла -
Б-жественности и сокрытия Б-жественности. Задача человека - своим
Служением Все-вышнему, при помощи выполнения заповедей Торы, изучения
Торы, раскрыть искры святости, находящиеся в окружающих нас объектах
мира, и, таким образом, в конечном итоге, раскрыть в материальном мире
сущностную Б-жественность.
Переломным моментом в ходе этой работы явилось появление на
исторической арене еврейского народа, началом которого стало рождение
Авроом-овийну, затем его сына Ицхока, а после этого сына Ицхока -
Якова. Благословения, полученные Яковом - отцом двенадцати сыновей,
ставших родоначальниками колен Израиля - от Ицхака, явились
благословениями, данными еврейскому народу, всем двенадцати коленам,
на историческую работу с материальностью мира.
*
Известно (и часто вызывает вопрос) то, что Яков получил эти
благословения с помощью хитрости. Несмотря на то, что его брат Эйсав
впоследствии признал право Якова на упомянутые благословения, остается
непонятным, почему к Якову они попали именно таким путем, почему Ицхок
не передал их Якову напрямую.
Для того чтобы это понять, надо разобраться во внутренних
закономерностях, связывающих грех Древа Познания и появление на свет
еврейского народа; связывающие между собой первого человека Адама и
человека, именем которого заканчивается перечень наших "праотцов" и
начинается еврейский народ, община Израиля, в том понимании, которое
мы сейчас вкладываем в эти слова.
(Текст беседы ребе читайте в следующем сообщении).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
(с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)