______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
В недельной главе "Хаей Соро" впервые с начала Пятикнижия,
рассказывается об обручении и свадьбе - обручении и свадьбе Ицхока.
(Мидраш указывает на место в Торе, где намекается на свадьбу Адама и
Хавы, однако, это всего лишь заключенный в нескольких словах намек).
Когда слуга Авроома, Элиезер явился, выполняя приказ Авроом-овийну
найти невесту для его сына в Арам-Наараим, он сказал: "...пришел я
сегодня". Комментарий Раши объясняет: "сегодня вышел [Элиэзер из дома
Авроома] и сегодня же пришел". Дорога была сокращена для Элиезера
Все-вышним, [подобно тому, как в разные времена Все-вышний дарил
праведникам чудо, делая так, что, выходя из одного места в другое, они
моментально оказывались у цели].
Зачем Все-вышний сократил дорогу Элиезера, и с какой целью Элиезер
рассказал об этом? На подобный вопрос можно дать два ответа. (Вторым
из дающихся ответов будет ответ хасидский. Он, заодно, даст нам
возможность постигнуть степень глубины проникновения в суть вопроса и
душевность, которую дает именно хасидское объяснение).
- 2 -
а) [Первое объяснение].
Отправляя Элиезера в Арам-Наараим [для того, чтобы там, в месте
рождения Авроома, Элиезер нашел невесту для сына Авроома - Ицхока],
Авроом-овийну вручил ему завещание на все принадлежавшее ему
имущество. Составляя документ, надо было каким-то образом поступить с
указанием его даты.
Указать дату более раннюю, нежели дата дня, когда Элиезер вручил бы
документ тем, кому он предназначался, - обозначить на завещании дату
отправления Элиезера в путь? Но зачем было Авроому отказывать свое
имущество на 17 дней раньше, чем Элиезер пришел бы на место?
Законодательное решение Мишны: "Обязан человек беспокоиться о своем
имуществе", - исключает подобный поступок со стороны праведника
Авроома. [Подобный шаг - составление завещания,] передача имущества,
были необходимы для того, чтобы позволить Ицхоку обручиться с будущей
невестой. Однако, это не должно было быть достигнуто за счет отказа
Авроом-овийну от своего имущества на 17 дней раньше срока, когда это
было бы неизбежно необходимо.
С другой стороны, указав дату более позднюю чем срок написания
завещания, Авроом-овийну создал бы документ, который Талмуд называет
"ш'тар мэухор (документ помеченый датой более поздней, нежели срок его
составления)". Такой документ, с точки зрения минимальных требований
Закона, кошерен, однако тут "не все гладко", поэтому Авроом-овийну все
же решил указать на завещании дату дня, когда Элиезер был отправлен в
дорогу.
Именно по этой причине дорога Элиезера была сокращена. Он достиг
Арам-Наараим в тот же день, когда вышел из дома Авроома. Все-вышний
сделал чудо для того, чтобы имущество Авроома не вышло из его владения
раньше необходимого срока.
Достигнув Арам-Наараим, Элиезер опасался, что Б'суэль и Ловон,
[родственники Авроома, отец и брат будущей невесты Ицхока - Ривки,
соответственно] попросят его объяснить, почему Авроом указал в
завещании более число более позднее, нежели дата составления
завещания, ведь подобный документ называется "штар мэухор", а для
Авроом-овийну, величайшего праведника поколения, составление "штар
мэухор" выглядит, как прямая ложь. Предупреждая подобный вопрос,
Элиезер заявил: "Не ищите в документе противоречий! - Сегодня вышел я
от Авроом-овийну и сегодня же пришел".
б) [Второе объяснение].
Написано в Мидраше, что Ривка в доме Б'суэля жила "как роза среди
шипов". Именно среди шипов растет роза. Более того, шипы защищают ее,
и необходимо найти оправдание тому, что цветок срезают с розового
куста, ведь именно ради розы садовник ухаживает за кустом, поливает
его, давая, таким образом, жизненность и шипам.
Когда Ривке исполнилось три года и один день, она стала готова для
того, чтобы выйти замуж за Ицхока. И то, что Ривка подросла, являлось
достаточным основанием для того, чтобы связать ее со святостью и
забрать из места, где ее существование было подобно существованию
"розы между шипами". Авроом-овийну, сразу почувствовал необходимость
этого и сказал Элиезеру: "В землю мою, на родину мою пойди и возьми
жену для сына моего Ицхока!"
Если бы Все-вышний не сократил путь Элиезера, Ривка оставалась бы в
доме Лавана и Б'суэля лишнее время. И, поскольку отправить Элиезера в
дорогу, для того, чтобы он забрал Ривку "из среды шипов" раньше, чем
Ривке исполнилось три года и один день, было невозможно, поэтому
Все-вышний сделал чудо и сократил дорогу рабу Элиезеру, для того,
чтобы Ривка не задержалась в доме Лавана и Б'суэля.
Когда Элиезер достиг Арам-Наараим, он понял, что Лаван и Б'суэль
попросят, чтобы Ривка осталась с ними на некоторое время. (Так и
случилось: "Пускай побудет с нами девушка [еще] год или десять
месяцев", - заявили Б'суэль и Лаван). И тогда Элиезер ответил им:
"Сегодня..." - Знайте, что я явился ради дела, которое не терпит
промедления. Каждая секунда дорога, и доказательством этому служит то,
что "сегодня я вышел в дорогу и сегодня же пришел", - ради того, чтобы
я мог побыстрее забрать от вас Ривку, Все-вышний сотворил чудо!
- 3 -
Этот рассказ, как и все остальные рассказы, изложенные в Торе, дает
нам и всем поколениям наставление, как сказано: "Деяния отцов - знак
для сыновей".
То, как чудом была сокращена дорога Элиезеру для того, чтобы Ривка не
осталась лишнюю секунду в доме Б'суэля, - знак для нас. Не следует
отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании.
Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании
даже лишней секунды.
Египетское рабство - источник всех изгнаний, и, как сказано про
освобождение евреев из Египта: "Беэцем айейм йоцу... ([дословно: - "в
суть дня вышли [из Египта]"), - и объясняет "Мехильта": "Не задержал
их Все-вышний ни на миг!" Точно так же, во время наступления будущего
Освобождения, когда (согласно пророчеству Михи) "... как в дни выхода
из Египта покажу ему чудеса", надо лишь завершить последние мелкие
приготовления к Освобождению, довести до полного завершения работу по
переборке и очищению мира, и когда будет она закончена полностью,
вскоре в наши дни произойдет полное Освобождение нас Машиахом,
праведником нашим!
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________