бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Эмейр".
----------------------------------------------------------------------
На этой неделе в центре нашего внимания глава "Эмейр", Песах Шейни
[второй Песах], счет Омера и Лаг-боЭймэр.
Вот история, которая связывает их между собой.
vvv
В произошедшей в 1973 году войне Судного дня Израиль понес
многотысячные потери. Одним из пострадавших в этой войне был мистер
Садон. Вот уже несколько недель в критическом состоянии он находился в
госпитале "Црифим", и врачи не надеялись на благоприятный исход.
Однако находившаяся у его постели жена лучше знала, что ждет ее мужа.
Она знала, что, несмотря ни на что, все окончится благополучно... Она
написала письмо Любавическому Ребе.
В отличие от жены Садон никогда не был соблюдающим. Родители родителей
его супруги были хасидами Хабад, но жена мистера Садона, как часто
случается в Израиле, оставила соблюдение, будучи еще совсем юной. Тем
не менее, писать письма Ребе не было для нее чем-то необычным.
Рядом с Садоном лежал марокканский еврей - мистер Шапир. Он тоже
перенес тяжелое ранение, и перспективы его выздоровления были неясны.
Когда он увидел, что миссис Садон пишет письмо Ребе, его глаза
просияли. Знаком он попросил ее подойти, и протянул крохотную (длина
корешка книги была около полутора сантиметров) книгу "Теиллим
[Псалмов]", семейную реликвию, доставшуюся ему от деда. Он умолял
миссис Садон отправить книгу Ребе и попросить подписать ее. Та
согласилась, приложила "Теиллим" к своему письму и отправила их
вместе.
Вскоре мистер Садон пошел на поправку, да настолько, что через две
недели врачи сообщили, что он может отправляться домой! Требовалось
место для более серьезных больных.
Через несколько месяцев пребывания дома, супруги Садон почти забыли о
произошедшем. Дела их стали налаживаться. Но вот, в один прекрасный
день, миссис Садон получила по почте маленький конверт из офиса
Любавического Ребе. В конверте была крохотная книга "Теиллим" мистера
Шапир со сделанной мелким почерком подписью Ребе, а к книге
прилагалось письмо, адресованное ей самой.
В письме Ребе повторял благословения, которыми он надписал "Теиллим",
добавлял еще несколько слов и объяснял, что, хотя не в его обычаях
подписывать священные книги, он сделал исключение. Ниже, как и в книге
стояла подпись Ребе.
Внимание миссис Садон привлекли слова, завершавшие письмо: "P.S.
Очевидно, как всякая кошерная еврейская женщина, Вы уже зажигаете
субботние свечи".
На следующее утро, позвонив в госпиталь, миссис Садон убедилась, что
мистер Шапир также выздоровел и выписался несколько недель назад. В
телефонном справочнике она нашла его номер, но к телефону никто не
подошел. Тогда она написала мистеру Шапир письмо, в котором рассказала
о полученной ей книге, и стала ждать ответа.
Уже через две недели в дверь семьи Садон постучались. Это был никто
иной, как сияющий мистер Шапир. Последние две недели он находился в
реабилитационном центре и как только приехал домой и прочитал ее
письмо, взял такси и приехал. Он восторженно рассказывал обо всех
этапах своего чудесного выздоровления и удивлялся надписи, сделанной
Ребе в его маленькой книге.
Миссис же Садон не давало покоя процитированное выше завершение
полученного ею письма.
С одной стороны, много лет назад она перестала соблюдать еврейские
обычаи по вполне понятным причинам: это было старомодно, узколобо,
непопулярно, и так далее, и тому подобное. Зачем же начинать все
сначала? Кому это нужно? Но в глубине ее души что-то повторяло: "
Зажигай свечи, как всякая еврейская женщина". И понемногу она
заинтересовалась этой идеей. В конце концов, об этом ей написал сам
Ребе, тот самый, что помог ей и многим другим... Значит, это не могло
быть ТАК УЖ плохо.
Миновало несколько недель, и она решила, что в пятницу зажжет свечи!
Миссис Садон сходила в магазин, купила свечи и подсвечники, но когда
пришла домой, осознала, что не знает, что с ними делать дальше. Она
не знала, когда нужно зажигать свечи, куда их надо ставить. Она не
знала слов благословения и, самое главное, она даже не знала, к кому
обратиться за советом!
Постояв несколько минут в замешательстве, она почувствовала огромное
желание отложить назначенное мероприятие еще на неделю, как вдруг,
раздался телефонный звонок. Звонил ее старший сын. Он сообщал, что его
отпуск из армии на выходные отменили.
- Как жаль! Я так ждала встречи с тобой. - Ответила миссис Садон. - А
послушай, сынок... Скажи, нет ли поблизости армейского раввина? Я хочу
его кое о чем спросить.
Раввин с удовольствием ответил на ее вопросы, продиктовал текст
благословения и даже пообещал прислать "Кицур Шульхан Арух" (краткий
свод еврейских законов).
Миссис Садон положила трубку и сделала все, что было сказано. Она
зажгла свечи, закрыла глаза руками, медленно произнесла благословение
и постояла рядом с тем местом, где свечи были зажжены.
Когда она открыла глаза, все вдруг выглядело совсем по-другому.
Неожиданно все вокруг наполнилось чистотой и покоем. Она была так
счастлива... Слезы катились по ее щекам.
Конечно, на этом все не закончилось. Понемногу, огоньки субботних
свечей стали изменять образ жизни семьи Садон.
На следующую после зажигания тех, первых свечей пятницу, миссис Садон
почувствовала, что некоторые картины и статуэтки, находившиеся в
комнате, "не уживаются" с субботним огнем. Она убрала "нарушителей" в
другую комнату. Затем было куплено несколько книг Торы. Телевизор стал
замолкать на Шабос. Наконец, миссис Садон решила обратиться в
"Бейс-Хабад" за помощью в обустройстве кошерной кухни.
Жизнь семьи Садон действительно пошла по-другому. Вскоре на всех
дверях их дома появились мезузы. Мистер Садон приобрел свои первые
тфиллин и даже стал посещать уроки Торы несколько раз в неделю. Но и
это было лишь началом...
И все эти изменения произвели Ребе и Субботние свечи.
vvv
В этом заключается предназначение Песах-Шейни, счета Омера, и Лаг-
боЭймер:
"Песах Шейни" учит нас: "НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СЛИШКОМ ПОЗДНО". Во времена
Святого Храма тот, кто пропускал самое важное из жертвоприношений,
Пасхального Ягненка, мог совершить его на следующий месяц - в
Песах-Шейни. Глядя на произошедшее с семьей Садон, нам также следует
помнить: никогда не поздно начать доброе дело, начать ПРЯМО СЕЙЧАС.
Счет Омера учит необходимости постоянного совершенствования. Также он
учит нас тому, что свет и оптимизм - лучшее для достижения этого
средство. Слово "сафар", обозначающее "отсчет", также означает
"Свечение" [...].
Лаг-боЭймэр учит тому, что мир держится на праведниках. Подобно рабби
Шимону, озарившему светом мир (это одна из причин, по которым в этот
праздник разжигают огромные костры), - Ребе принес свет в жизнь семьи
Садон, и продолжает озарять мир светом Мошиаха.
Наконец, помимо заповеди счета Омера (22:15), глава "Эмейр" обращает
наше особое внимание на заповедь субботы, приравнивая ее всем другим
праздникам (Раши 23:2,3). Так же, как в жизни миссис Садон все
началось с зажигания субботних свечей, - всякая святость начинается с
Шабос. Потому и приход Мошиаха называют "Днем вечной субботы",
поскольку, начиная с этого времени, весь мир будет освещен святостью.
Никогда не поздно для прихода...
Мошиаха НАУ!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru