бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Тазриа"-"Мецейро".
---
Содержание двух изучаемых на этой неделе глав Торы связано с необычной
темой. "Цараас" - несуществующее нынче заболевание, причиной которого
являлся "Лошен-оРо" - злословие. Эта "болезнь" часто не имела других
проявлений, кроме обесцвечивания кожи, но следствия заболевания были
ужасны: человек, пораженный "цараас" не мог жить среди обычных людей,
вплоть до исчезновения симптомов болезни, и окончания процесса
очищения. - Наказанием за причинение разлада среди людей была
изоляция.
Очень интересно: даже если все признаки заболевания "цараас" были
налицо или наоборот чистота язв не вызывала у знакомого с симптомами
болезни сомнений, - только коэн (священник) мог объявить, что человек
заражен или исцелился.
В чем причина этого? И какое значение все это имеет для нас сегодня?
Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу следующую историю.
***
Примерно тридцать лет назад хасид Хабада, рав Шалом Дов-Бер Сегал (эту
историю я неделю назад услышал от его брата, рава Пинхаса) работал
директором нехабадской ешивы ("Хасам Сейфер") в Бней-Браке.
Однажды он обратил внимание на довольно необычную вещь: один из
молодых студентов ешивы изучал книгу "Танья". На сегодняшний день
отношение к "Танье", как к шедевру религиозной мысли, - общепринято,
но обычно эту книгу изучают лишь хасиды и, в основном, последователи
Хабада. Поэтому Рабби Сегал захотел узнать о причинах, приведших
студента к изучению "Таньи".
- Год назад Любавический Ребе посоветовал мне начать изучение "Таньи"
из-за произошедшего тогда чуда, - ответил молодой человек, и,
поначалу несколько колеблясь, продолжил свой рассказ:
***
Моей сестре пятнадцать лет. В тот момент ей было тринадцать. Она была
гордостью школы: активна, интеллигентна, талантливый оратор... Но
однажды утром она проснулась и не смогла произнести ни звука. Ничто
это не предвещало. Накануне мы не заметили никаких предвещавших
подобное недомогание симптомов.
Поначалу мама хранила спокойствие, старалась поддержать сестру. Потом
она начала умолять, и чтобы заставить девочку говорить даже пыталась
угрожать ей. Сестра только плакала и, наконец, написала на листке
бумаги: "Я хочу говорить, но ничего не получается". Мама срочно
вызвала с работы отца. Он также старался оставаться спокойным. - "
Может быть это просто ларингит?.. Переутомление?.. Нервы?.. Нет причин
спешить к доктору, просто девочке нужен отдых". Но через три дня вся
наша семья уже находилась в смятении.
Наконец, родители связались с неким профессором в Тель-Авиве и, хотя
вначале секретарь сказала, что ждать приема придется, по меньшей мере,
четыре месяца, услышав их историю, профессор согласился принять мою
сестру немедленно. Через полчаса родители вместе с сестрой уже
стучали в дверь клиники.
Профессор радушно принял их, пригласил войти и предложил сестре сесть,
но сразу после начала осмотра, выражение его лица выразило гнев. Он
посмотрел на моих родителей, разъяренно швырнул шпатель в мусорное
ведро и повернулся к ним:
- Кого вы хотите обмануть?! Я что, ребенок, чтоб играть со мной в
игры?!!
Родители были поражены. Они ничего не понимали. Что они сделали не
так?
- Мы Вас не понимаем, простите... - пробормотала мать. - В чем,
собственно, дело?..
- Ах, не понимаете?! - прошипел доктор. - Многоуважаемая! Ваша дочь
родилась без голосовых связок! За всю свою жизнь она не произнесла ни
слова!!
Родители в шоке переглянулись. Что все это значит?!!
- Но... - выдавил мой отец, - Но этого не может быть! Всего три дня
назад она прекрасно говорила! Много лет... Она прекрасно говорила всю
свою жизнь... Вы можете поинтересоваться у директора ее школы. Она
была первой ученицей, уверяю Вас!
Секретарь доктора связалась с директором школы, в которой сестра
училась, и профессор долго поговорил с ним. Через несколько минут,
поблагодарил директора школы за информацию, он положил трубку и снова
обратился к родителям:
- Этого не может быть!.. В своей жизни я не видел ничего подобного...
Клянусь! Я готов поклясться своей репутацией! Физически невозможно,
чтобы эта девочка...
В задумчивости он расхаживал взад-вперед по кабинету.
- Послушайте... Я не понимаю, что происходит. Извините за то, что я
вам наговорил, за то, что вышел из себя. Извините... Но здесь ничего
нельзя поделать... По крайней мере, я - ничем вам помочь не смогу...
Впрочем, даже после заключения профессора родители не сдавались. Есть
на свете другие доктора, думали они, и в течение последующих месяцев
путешествовали от одного доктора к другому, выслушивая одно и то же,
пока не оказались в Англии, в кабинете профессора, считавшегося
наиболее выдающимся в этой области. Он был их последней надеждой... и
он также разочаровал их.
Находясь в Англии, родители остановились у своего двоюродного брата.
Едва увидев, с какими лицами они возвратились с визита к профессору,
он предложил им обратиться к Любавическому Ребе: "Он - единственный,
кто может вам помочь".
Но отец и слушать не хотел.
- Нет смысла отчаиваться, - сказал он. - Мы не Хабадники. Само собой
разумеется, что все, что произошло, исходит от Б-га, и только Б-г
сможет нам помочь. И я уверен, что он нам поможет, и т.д. и т.п.
Однако его аргументы не всем показались убедительными. Моя мать
увлеклась предложенной идеей, и в тот же день приобрела билеты на
самолет, а через два дня родители вместе с сестрой находились в штаб-
квартире Ребе: Бруклин, штат Нью-Йорк, Истерн Парквей, 770.
В тот период было не так просто повстречаться с Ребе, и только по
причине срочности их визита родителей записали на "ехидус" на
следующий вечер, чтобы Ребе мог лично встретиться с ними.
Позже, мама сказала, что в тот самый момент, когда они вошли в кабинет
Ребе, она впервые почувствовала, что надежда, действительно, есть, -
что есть кто-то, кому они небезразличны, и не смогла сдержать боль в
сердце. Пять минут она рыдала и изливала свои чувства. Когда мама
успокоилась, Ребе попросил оставить его наедине с моей сестрой, чтобы
поговорить с ней.
Когда дверь за родителями закрылась, Ребе пристально посмотрел на
сестру и сказал:
- Я знаю, что ты умная и взрослая девушка, и потому вот что я хочу
тебе сказать: В своей прошлой жизни ("гилгуле") ты совершала нехорошие
поступки. (Мне всегда кажется, что Ребе имел в виду злословие).
Неважно, что это были за поступки, но исправить их можно было только
одним способом: чтобы твоя душа пришла в этот мир немой от рождения.
Однако на Небесах у тебя есть несколько очень святые родственников,
благодаря заслугам которых ты могла говорить... еще три дня назад.
Ребе помедлил, пока не стало ясно, что сестра понимает его, и
продолжил:
- Теперь, вот что тебе нужно делать. Если ты готова устраивать
Субботние вечера каждый Шабос, приглашать туда всех нерелигиозных
детей твоего района и говорить с ними об Иудаизме, ты снова сможешь
говорить. Ты меня понимаешь?
Сестра кивнула в знак согласия.
- Ты согласна?
Она кивнула вновь.
- Если так, - продолжал Ребе, - скажи "да".
Слезы ручьем бежали по щекам сестры, когда она смотрела в чистые
голубые глаза Ребе. Не колеблясь, она отчетливо сказала:
- Да...
***
- С того самого дня, - закончил свой рассказ собеседник рабби Шалом
Дов-Бера, - моя сестра нормально разговаривает, а каждую Субботу
устраивает вечеринку, на которую приглашает 50 девочек со всей округи.
- На следующий год, отправляясь к Ребе, родители взяли меня с собой,
чтобы получить его благословение. Ребе спросил меня, где я собираюсь
изучать Тору, а когда я ответил, сказал: "Так как ты собираешься
учиться в хасидской ешиве, будет хорошо, если ты станешь изучать
"Танью" по полчаса ежедневно". Вот почему я изучаю эту книгу.
***
Это и есть ответ на вопрос, поставленный нами в начале. Главная черта
коэна (священника) - любовь. Ему приказано "в любви" благословлять
других людей. И в книге "Шмейс" [19:6] Тора говорит нам, что
еврейский народ называется "народом священников (Коаним)", поскольку
каждый еврей обладает такой любовью.
Только коэн может освободить человека от осквернения болезнью цараас,
будучи обладателем этой безграничной, святой любви. И эта любовь -
единственное исцеление от болезни, причиной которой является
злословие.
Вот чему учит нас эта история о Любавическом Ребе: пониманию
созидательной силы еврейской любви, не связанной ни с какой причиной.
Ребе - совершенный пример такой любви, имеющейся в каждом из нас.
[С другой стороны, Тора говорит нам, что только коэн может объявлять о
том, что человек болен цараас. Это значит, что, находя недостатки в
других людях, надо убедиться, что подобно священнику, Вы обладаете не
связанной ни с какой причиной любовью к ним и хотите им лишь добра.
Если нет, - скорее всего, вы видите в людях собственные недостатки].
***
И в этом также тайна прихода Мошиаха.
Причина разрушения нашего Святого Храма и последующего
двухтысячелетнего страдания еврейского народа (больного цараас), -
беспричинная ненависть. Мошиах все это изменит с помощью беспричинной
любви.
А привести Мошиаха, говорит Ребе, можно также изучая и выполняя Тору
с любовью, не зависящей ни от чего. Давайте делать все возможное и
молиться о том, чтобы привести Мошиаха НАУ, с не зависящей ни от
какой причины еврейской любовью!!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru