бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Исрей".
----------------------------------------------------------------------
На этой неделе мы читаем самый важный раздел всей Торы. В ней
говорится о самой основе существования мира, - Б-г даровал Тору
евреям.
В истории человечества не было события, даже смутно это напоминающего.
Несколько миллионов человек - весь народ! - воочию увидели и услышали,
как Создатель Вселенной говорит им о том, что Он от них хочет.
Ни одна другая религия или народ, (включая тех, кто говорит, что Б-г
изменил свой выбор в евреях) даже не заявляют, что с ними происходило
что-либо подобное .
Эффект от происходившего во время дарования Торы был таким сильным,
что с каждым Б-жьим словом души евреев покидали тела, и чудом
возвращались обратно, подобно тому, как это будет происходить при
воскрешении из мертвых (см. "Шаббос" 88:2 и "Танья", в конце 36
главы).
Если так, напрашивается вопрос, почему название недельной главы с
дарованием Торы не имеет ничего общего? Конечно, переход Исрей к вере
в единого Б-га был очень важен, но не настолько же, чтобы весь раздел
был назван в его честь?!
Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью истории, услышанной мной
более пятнадцати лет назад.
v v v
Офер (назовем этого героя истории так, - реальное имя я приводить не
хочу) был воплощением израильской мечты. Он был молод, красив, умен,
атлетического телосложения, быстрый в делах и… преуспевающий каскадер
в Голливуде. Карьеру он сделал в Калифорнии!
Деньги! Развлечения! Выступления! Восторг! Весь мир существовал для
Офера, чтобы тот мог брать от мира, и он брал, сколько мог.
Но больше всего Офер любил ездить на мотоцикле. Мчаться по пустынному
шоссе со скоростью более 100 миль в час - вот, что дарило ему
настоящее счастье. Вот, где он хотел быть вечно - на острой грани
между жизнью и смертью.
Конечно, в истинно израильском духе, он старался держаться настолько
далеко от Б-га и от Иудаизма, насколько возможно. "Если б я думал, -
часто подшучивал он, - что религия, как говорит Маркс, это 'опиум для
народа', я б немного попробовал". На самом деле, Иудаизм представлялся
ему еще более бессмысленным, чем наркотики.
До аварии.
v v v
Прекрасным летним днем, на пустынном шоссе в Неваде, он мчался со
скоростью 130 миль в час, как вдруг, перед ним, откуда ни возьмись,
оказался огромный грузовик с прицепом. Секунда ему потребовалась,
чтобы понять, что это не мираж. Потом было уже слишком поздно. Он
врезался в грузовик и погрузился в темноту.
Прибывшей полиции долгое время пришлось искать его переломанное тело,
пока оно не было обнаружено метрах в тридцати от места катастрофы.
Офен еще был жив, но повидавшие немало подобных аварий полицейские
были уверены, что долго он не протянет.
- Не жилец... - эти слова были последним, что он услышал, до того, как
носилки затолкнули в машину скорой помощи и закрыли дверь.
- Я не хочу умирать! Я сделаю все, что Ты хочешь! Б-же, пожалуйста,
спаси меня!! - подумал он про себя и снова погрузился в забвение.
Когда Офер очнулся, вокруг было темно. Он не мог пошевелиться. Умер?
Нет, он был жив. Почему же ничего не видно. Почему невозможно
пошевелиться?
- Б-г мой! Я похоронен заживо!! Они меня похоронили!!
Офер вспотел. Ему стало трудно дышать.
- Пожалуйста, Г-споди, прошу, ПОМОГИ МНЕ!! Прости меня!! Б-же, помоги
мне!!! - стал кричать он.
Вдруг его ослепил яркий свет, мигание флюоресцентных огней! Он был в
больнице.
- Доктор! Доктор!! Скорее сюда! Он пришел в сознание!!
Офер находился в коме более месяца. В гипсе он был с головы до пят, -
почти все его кости были переломаны. Полицейские, побывавшие на месте
аварии, никогда ничего подобного не видели: то, что он остался жив,
уже было чудом. Но чудеса не закончились на этом.
Потребовалось много лечения и молитв, но через год он снова стоял на
ногах, полностью восстановившись! Он даже вернулся к работе каскадера,
купил новый мотоцикл. И... забыл о своей клятве.
Трудно в это поверить, но через год история повторилась! Несясь по
пустыне, словно ветер, он потерял управление на повороте, разбил
мотоцикл, сломал шею и череп, по пути в больницу перед тем, как
потерять сознание, успел дать Б-гу еще один обет.
И полтора года спустя, после чудесного выздоровления, он снова был на
ногах, и... вернулся к прежней жизни, как будто ничего не произошло.
(Впервые услышав эту историю, я тоже не мог в нее поверить, но потом
вспомнил, что в точности то же произошло с израильтянами после
"Шестидневной войны", и еще раз - после "Войны Судного дня", и снова -
после "Войны в Персидском Заливе", - каждый раз евреи забывали о
чудесах, и мирская жизнь продолжалась в точно такой же форме, как и
прежде).
Офер даже занялся повышением по службе, привлек к себе внимание очень
влиятельного менеджера из Голливуда и уже был на пути к заключению
серьезных долгосрочных договоров, обещающих великолепные перспективы.
Если бы ему сопутствовала удача, он мог начать зарабатывать более
миллиона долларов в год!
Дела шли на лад. Была только одна проблема, - менеджер был
миссионером. Впрочем, Офер мог ею легко пренебречь, - религия для него
ничего не значила. Он читал книги, которые постоянно давал ему
менеджер, поскольку хотел сохранить с ним дружеские отношения. Офер
даже сходил с ним на пару миссионерских собраний. Там все относились к
нему весьма дружелюбно, лекции были довольно интересны, но его,
по-прежнему, интересовали лишь развлечения.
Тем бы все и кончилось, если бы менеджер оставил его в покое. Но нет.
Новый приятель постоянно возмущал безразличие Офера странными
интерпретациями Торы, понятий о грехе и искуплении, о которых он
никогда не задумывался. Наш каскадер не знал, что делать. С одной
стороны, он мечтал о больших деньгах, а в в образе мыслей менеджера,
действительно, не видел ничего дурного. С другой стороны, - возможно,
это был просто его израильский эгоизм или еврейское упрямство, - но
впервые в жизни Офер чувствовал, что он еврей, и кто-то пытается это у
него отнять. Беда была в том, что он недостаточно хорошо знал Тору,
чтобы спорить.
Такой ситуация оставалась на протяжении нескольких месяцев, пока
однажды утром, в пятницу, идя по центру города и размышляя о словах
своего менеджера, Офер не услышал, как кто-то окликнул его:
- Извините, сэр, вы еврей?
- Что-о? - Обернувшись, он увидел стоящего за столом с книгами
молодого хабадника, держащего в руках тфиллин.
- Вы еврей? Подойдите, наденьте тфиллин. Это займет всего минуту. У
вас есть минута?
Через короткое время Офер сидел в доме нового знакомого, изливая ему
свое сердце. Всем, что последние месяцы тяготило его в общении с
другом - миссионером, он поделился с посланником Ребе. Теперь ему
казалось, он был готов к спору. В следующий раз, когда менеджер начал
излагать свои аргументы, Офер даже записал услышанные цитаты, полагая,
что из следующего разговора выйдет победителем. Однако, чем больше он
читал Тору и Пророков, тем больше понимал, что попросту ничего не
знает об Иудаизме.
- Мой тебе совет, - услышал он от хасида, несколько дней назад
наложившего ему тфиллин, - Напиши любавическому Ребе и попроси его
совета и благословения.
- Благословения? - недоверчиво переспросил Офер, однако, все же
написал Ребе письмо, а через две недели получил ответ. Ребе советовал
сосредоточиться на укреплении собственного еврейства, посредством
изучения Торы, и выполнения заповедей, а о спорах - забыть.
Сегодня Офер - хасид Хабада. Со своей женой и семью детьми он живет
неподалеку от города Цфат.
v v v
Вот почему наша недельная глава называется "Исрей".
Когда Б-г творит чудеса, даже тогда, когда являет Себя среди грома и
молний, дарует Тору, оживляет мертвых, - во всем этом не хватает
чего-то очень существенного. - Это радость свободы выбора. Исрей
восполнил это.
Раши объясняет, что событиями, убедившими Исрей перейти в еврейство,
были рассечение Ям-Суф и последовавшее за ним нападение на евреев
Амалека. - Исрей понял, что эго человека может быть настолько сильным,
что даже увидев чудеса и силу Б-га, он способен оставаться холодным,
как Амалек, - как каскадер Офер в начале нашей истории. Исрей же, как
и наш герой, в конце концов, победил свои личные побуждения и, по
собственной воле, отверг идолопоклонство, полностью и радостно (18:9)
посвятив себя Служению Б-гу Израиля.
Примерно то же произошло в праздник Пурим. В Талмуде говорится, что
только тогда (почти через 800 лет после дорования Торы) евреи впервые
по-настоящему выполнили заповеди Торы! Это так, потому что тогда они
служили Б-гу по собственной воле, в радости, несмотря на препятствия
этому.
Исрей обрел свою радость, оставив все и связав себя с Мейше. В дни
Пурима евреи связали себя с Мордехаем. - В нашем поколении -
Любавичский Ребе - источник радости и самопожертвования в Служении
Б-гу Израиля, который приведет...
...MOSHIACH NOW!!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru