бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Бешалах".
----------------------------------------------------------------------
На этой неделе мы с Вами читаем в Торе захватывающую историю о
переходе евреев через Ям Суф - камышовое море.
[Кстати, "Ям Суф" - не означает "Красное море"! Мошиаху придется
как-то решить вопрос со всеми этими "нееврейскими" закругленными
сверху скрижалями (в действительности, они были прямоугольными), с
менорой с закругленными ветвями (которые, на самом деле, были
прямыми).
Пророк Миха (7:15) говорит, что исход из Египта был всего лишь
подготовкой (и слабым подобием) Освобождения, которое принесет Мошиах,
и которого мы все с нетерпением ждем. Что же мы тогда можем выучить из
нижеследующего:
В нашем недельном разделе (14:31) говорится, что после того, как евреи
пересекли море, "они поверили в Б-га и в Мейше, Его раба".
Зачем Тора рассказывает нам об этом? Она хочет сообщить, что несмотря
на то, что Ашем чудом разрушил Египет десятью казнями, дал им чудесный
источник, следовавший за ними по пустыне, облака славы, и рассек для
них море… евреи начали верить в Него только после того, как из моря
вышли?! Кроме того, что, вообще, значит "верить" в Мейше? Наконец, как
может вера в Мейше быть приравнена к вере в Ашема?! Почему здесь о них
написано вместе?
Я хотел бы объяснить это с помощью следующей истории.
v v v
История начинается с описания фарбренген хасидов предыдущего
любавичского Ребе, происходившего во Франции незадолго до начала
Второй мировой войны. Зять Ребе (тот, кто через 10 лет стал следующим
любавичским Ребе) также присутствовал там и был основным оратором, но
кроме него выступали и другие хасиды. Один из них рассказал о чуде,
которое сам испытал за два года до этого.
После того, как Ребе избежал в России смертной казни, ему пришлось
переехать в Польшу, и многие хасиды отправились туда, чтобы быть с ним
рядом. Однако во время пребывания Ребе в Польше, многим из них он
велел обосноваться в других странах. К примеру, сам рассказчик, был
одним из пяти хасидов, отправившихся по указанию Ребе во Францию.
В те дни это было не простым делом. Путешественнику нужно было
пересечь несколько границ. Среди них была грозная Германия. Положение
усложнял тот факт, что у одного из хасидов паспорт был недействителен,
а времени на то, чтобы получить новый, не оставалось, - Ребе приказал
отправляться немедленно.
В поездах обладатель недействительного паспорта лежал на скамейке, а
четверо других сидели на нем, закрывая его своими длинными зимними
пальто, дабы обмануть паспортный контроль. Каким-то образом им удалось
пересечь несколько границ, но о контроле на германской границе ходила
особо дурная слава. Известно было, что он опасен особенно для евреев.
Для еврея же без паспорта попасться в лапы немецким пограничникам было
почти равно самоубийству.
Хасиды придумали какой-то план, но когда подошла их очередь, из
комнаты, где происходила проверка паспортов, послышались шум и крики,
затем пистолетный выстрел, а за ним стон и тишина. Друзья-хасиды
старались выглядеть как можно более уверенными, но внутри у них все
тряслось, и, если не благословение Ребе, они бы развернулись и
немедленно поехали обратно в Польшу.
К их удивлению, когда первый хасид подошел к окну, служащий выхватил
паспорт у него из рук и, не задавая никаких вопросов, поставил в нем
штамп! Так же произошло со вторым. Затем он начал говорить по телефону
и проштамповал остальные три паспорта, даже не взглянув на них!
Впрочем, на этом их проблемы не заканчивались. Множество жестоких, с
глазами, как у роботов, полицейских и солдат, которые проверяли и
перепроверяли все, что двигалось (вероятно, оттуда и доносились
выстрелы). Как ни странно, и полиция не обратила на них ни малейшего
внимания! Хасиды, будто невидимки, незамеченными проследовали через
пост контроля, сели в такси и уехали. Через полчаса они отстукивали
телеграмму Ребе: они были свободны! Это было чудо!
Зять Ребе внимательно слушал историю. Когда она закончилась, он
поинтересовался датой и временем, когда произошло чудо, а, услышав
ответ, улыбнулся:
- Теперь для меня прояснилось то, что оставалось загадкой последние
два года.
- К моему тестю, Ребе, ввиду его плохого самочувствия ежедневно
приходил медицинский работник, чтобы делать ему уколы. (После
мученического пребывания в тюрьме у него начался прогрессирующий
паралич). Однажды вошедшему к нему медику пришлось увидеть страшную
картину: Ребе неподвижно сидел в своем кресле с приоткрытыми глазами и
абсолютно ни на что не реагировал. Очевидно было, что с ним случился
удар. Немедленно позвали жену Ребе. Когда Ребецн вошла, она
разрыдалась. Перед тем, как вызвать доктора, позвали меня.
- Войдя, я тоже был потрясен, но потом заметил кое-что, заставившее
меня понять, что волноваться не о чем. Почти незаметно, но губы Ребе
шевелились, он что-то говорил! Я наклонился, чтобы лучше слышать,
затем выпрямился и объявил, что повода для беспокойства нет… Ребе
произносил: "Тогда воспоет Мейше..." (слова из песни, которую евреи
пели после пересечения Ям-Суф, "Шмейс" 15:1- 19)!!
- Через десять минут Ребе открыл глаза и вернулся к своему обычному
состоянию.
- Я никогда не просил Ребе объяснить случившееся. Однако теперь я
обладаю объяснением. Эти события происходили в то же самое время,
когда произошло ваше чудо. - Это Ребе провел вас через пост на
границе, как Мейше перевел евреев через море!
v v v
В этом - работа Ребе: помочь евреям освободиться.
Теперь мы сможем ответить на поставленные выше вопросы.
В чуде рассечения Ям-Суф было нечто уникальное. Во время всех
происходивших ранее чудес еврейский народ не испытывал никакого
духовного подъема. Физически евреи уже были свободны от рабства.
Духовно же они еще не были по-настоящему принадлежащими Б-гу: Б-г
представлялся им отделенной от них сущностью, и они верили в него
"издалека".
На Ям-Суф все изменилось. Любавичский Ребе объясняет, что когда Мейше
рассек море, "все воды мира" (Раши 14: 21), даже высшие духовные
уровни - "расступились". Небеса больше не скрывали Творца, и
Б-жественная душа уже больше не скрывалась за природной. Евреи увидели
не только духовное, но и его источник (Раши 15:2 "зе"), и, впервые за
всю историю, их сознание объединилось с Бесконечным.
Но в той же степени важно, они увидели, что все это исходило от Мейше.
Сами, без него, они никогда бы этого не достигли.
Вот почему Тора приравнивает Мейше Б-гу. Этим Тора сообщает нам:
Точно так же, как Мейше, поднявший людей и подготовивший их к принятию
Торы, в каждом поколении есть праведники, такие, как любавичский Ребе,
готовящие еврейский народ к приходу Мошиаха и к грядущему
Освобождению.
В этом назначение называемого "хасидизмом" учения Баал Шем-Това (в
особенности, учения Хабад, носящего имя "Торы Мошиаха"), чтобы
изменить сознание еврейского народа и пробудить их неповторимые
еврейские души для того, чтобы, как сказал Ребе, заставить всех
осознать, что "Мошиах уже здесь; нужно только открыть глаза!!"
Нужно каждый день немного больше времени посвящать изучению хасидизма,
и мы все будем находиться в ожидании...
...MOSHIACH NOW!!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru