бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Воэйро".
----------------------------------------------------------------------
На этой неделе Б-г обрушивает на египтян первые семь из десяти
наказаний. Интересно, что перед тем, как наслать на Египет первое
бедствие, Б-г приказывает Мейше отправиться к фараону и
продемонстрировать ему знамение: превратить посох Аарона в змея.
На первый взгляд, в этом знамении не было никакого смысла. Превращение
посоха в змея не было бедствием, не могло никого испугать. Кроме того,
Б-г наверняка знал, что колдуны фараона были способны проделать то же
самое, поэтому "фокус" с посохом не мог ни на кого произвести никакого
впечатления. Наконец, буквально за несколько стихов до этого, Б-г
сообщает Мейше, что сердце фараона ожесточится. Таким образом, даже
бедствием, которое не смогли бы повторить колдуны Египта, ничего
нельзя было добиться.
Зачем же Б-г сделал это? Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью
истории, следующей ниже.
v v v
Основатель хасидизма, рабби Исроэл Баал-Шем, известный также под
именем Баал Шем-Тов, или Беш"т, владел не только тайнами Торы и
творения, но и величайшим изо всех секретом: он знал, каково
предназначение каждого человека мире. Тех, кто безоговорочно верил в
это и следовал его наставлениям, называли его хасидами.
Каждому из своих хасидов Баал Шем-Тов раскрывал его жизненную задачу ,
а тому, кто явится главным героем нашей истории, - дал наказ
рассказывать людям о... Баал Шем-Тове.
- Ты почувствуешь, когда остановиться, - добавил Беш"т.
Почти десять лет хасид старательно и с радостью исполнял свою задачу,
путешествуя, скитаясь из города в город. Рассказывая тысячам людей о
чудесах Баал Шема, свидетелем которых стал лично, или о тех, о которых
слышал от других людей.
И вот, однажды, кто-то рассказал ему, что в Витебске живет один
богатый еврей, который за такие истории платит немалые деньги: десять
рублей за новую историю, пять за те, что он уже слышал, плюс оплата
дорожных расходов. Редкая удача! Путешествие в Витебск заняло два дня,
но для нашего героя этот срок показался минутами. Он знал сотни
историй, а в деньгах весьма и весьма нуждался.
В четверг поздним вечером он прибыл в роскошный дом богача, но так
устал с дороги, что хотел только одного: выспаться, а завтра -
подождет.
На следующий день, в пятницу, он продрал глаза лишь к полудню, а
закончил молитву, когда самое время было готовиться к Субботе. Но ведь
будет Суббота, - будет достаточно времени на рассказы.
К несчастью, в тот субботний вечер за трапезой, как ни старался, он не
смог вспомнить ни одной из своих историй. Хасид решил, что после
хорошего ночного отдыха его голова будет работать лучше, но этого не
произошло. На следующий день повторилось в точности то же самое: едва
он начинал повествование, как в его памяти происходил провал. Что бы
он ни делал, результата не было. Через некоторое время нашему герою
стало приходить в голову, что он сходит с ума. Было очевидно, что
происходит нечто странное. Хасид все позабыл. У него не было другого
выхода, кроме как виновато замолчать.
Богач был раздосадован, но, несмотря на это, сам довез героя нашего
рассказа в повозке до поезда, надеясь, что в последний момент в его
памяти всплывет какая-нибудь история... Богач купил хасиду билет на
поезд, сунул ему в карман несколько серебряных монет, чтобы хоть
как-то его утешить (вид хасида красноречиво свидетельствовал, что ему
очень не по себе) и довел его до поезда.
И вдруг, когда хасид уже поставил ногу на подножку вагона, он
вспомнил!!!
- История!!! Ура! Я вспомнил одну майсу!! - закричал он.
- Пожалуйста, не будем терять ни секунды!! - взволнованно произнес
богач. - Хасид вернулся в повозку, сел напротив богача и начал свое
повествование.
v v v
Однажды, незадолго до Субботы, Баал-Шем собрал десять хасидов и велел
им садиться в его повозку. Хасиды не стали задавать лишних вопросов,
поскольку уже привыкли к подобным "путешествиям". Как обычно, едва
усевшись, они ощутили, что повозка полетела по воздуху, а через
несколько мгновений приземлилась.
Выйдя, хасиды обнаружили, что находятся в совершенно незнакомом месте.
Они стояли на большой и абсолютно безлюдной городской площади. Все
лавки были закрыты. В стороне стояла сцена или кафедра. Было похоже,
что ее соорудили совсем недавно. Вокруг сцены стояли огромные кресты,
горели факелы. Очевидно, должна была состояться какая-то крупная
церковная церемония.
Баал Шем-Тов приказал хасидам следовать за ним, покинул площадь,
быстро зашагал по извилистым улицам города. Через несколько минут
хасидская процессия входила в ворота еврейского гетто.
Баал Шем-Тов остановился рядом с одним из домов и стал стучать в
дверь, пока не приоткрылась малюсенькая щель, и кто-то жарко зашептал
изнутри:
- Вы что, сумасшедшие?! Что вы там делаете?!!
Было слышно, как отодвигаются щеколды, открываются замки. Дверь,
наконец, отворилась, и хозяин неистово замахал, приглашая зайти, а
затем в панике захлопнул за ними дверь.
- Сегодня один из самых страшных их праздников! Худшее из того, что
может быть! - тяжело дыша выдавил хозяин дома, судорожно запирая
засовы и замки. - Вам повезло, что я впустил вас! Еще несколько минут,
и вся городская площадь будет полна понаехавшими отовсюду
антисемитами. Сам дьявол - епископ Тадеуш, да будет стерто его имя,
будет держать сегодня свою ежегодную пасхальную речь. Он полон злобы
на евреев... Пойдемте, вы укроетесь у нас в погребе. Нельзя терять ни
секунды!
Несмотря на его слова Баал Шем-Тов, похоже, никуда не собирался
бежать. Обращаясь к одному из учеников он спокойно произнес:
- Сходи на площадь. Когда епископ начнет говорить, поднимись на сцену,
дерни его за мантию и скажи, что у меня к нему срочный разговор.
Хозяин дома был потрясен! Широко раскрыв глаза, он в изумлении
смотрел, как хасид отпер засовы, отворил дверь и выскользнул наружу.
Он не понимал, что делать. Надо ли запирать дверь? Надо ли уходить в
убежище? Ничего подобного он в жизни не мог себе представить! Самому
лезть в огненную печь?!
Выйдя наружу, хасид отправился обратно на площадь. Теперь она была
полна тысячами людей. Со всех сторон, в молчании, прибывали все новые
и новые люди. Стояла тишина. Начинало темнеть.
Вдруг, словно ниоткуда, на сцену вышел епископ. В своей ярко-красной
мантии и высокой остроконечной шляпе он предстал перед толпой. Огни
факелов танцевали в его глазах. Огромный золотой крест, висевший у
него на шее, дьявольски сиял в свете огней.
Факелы и кресты, окружавшие сцену, напомнили хасиду слышанные им ранее
истории об инквизиции. Однако, выбросив из головы эти мысли, он
подождал, пока епископ начнет говорить, закрыл на мгновение глаза,
прошептал "Шма Исроэл" и, склонив голову, начал двигаться в
направлении подиума.
Удивительно, но никто не обращал на него внимания. Взгляды толпы были
прикованы к епископу. Хасиду уступали дорогу, а он шел вперед. Наконец
он был у цели.
Глубоко вздохнув, ученик Баал Шем-Това еще раз произнес "Шма", схватил
епископа за мантию и дважды потянул.
Епископ только начал очередную тираду, когда почувствовал, что кто-то
дергает его за одежду, и глянул вниз. Он был потрясен, лицо его
налилось яростью, но прежде, чем он успел издать звук, хасид заглянул
в его глаза и произнес:
- Баал Шем-Тов хочет видеть вас. Он говорит, что вы должны прийти к
нему сейчас же.
Неожиданно епископ побледнел, его глаза широко раскрылись. Было видно,
что он испуган:
- Не сейчас! - прошептал он. - Скажи ему, что я приду позже! Скажи
ему: позже! УХОДИ!
Поразительно! Люди в толпе стояли неподвижно, как статуи, будто
находясь под гипнозом. Никто ничего не замечал.
Итак, хасид вышел из толпы и вернулся к Баал Шем-Тову, уверенный, что
выполнил свое поручение.
Баал Шем-Тов был недоволен:
- Иди обратно и скажи епископу, что если он не придет сейчас, потом
будет слишком поздно.
Без колебаний хасид повернулся к двери, вернулся на площадь и сделал
все, как было ему сказано. Как и в прошлый раз он пробрался сквозь
толпу и дернул епископа за мантию.
На этот раз, услышав слова Баал Шем-Това епископ был поистине
ошеломлен. Он сделал несколько шагов назад, взялся за голову руками и,
обратясь лицом к небесам, закричал толпе:
- Я получаю послание от моего господина!! Я должен остаться один!
Знаком он приказал хасиду уйти, проследил, как тот отправился в
направлении еврейского квартала, а затем сам через черный ход
спустился со сцены и побрел в том же направлении, зажав шляпу под
мышкой.
Немного времени спустя, он вместе с хасидом стоял перед домом, где
находился Баал Шем- тов.
- Скажи, чтобы снял свои кресты перед тем, как войти сюда! - сказал
изнутри Беш"т.
Когда епископ вошел в дом и увидел лицо святого, он упал на пол и
расплакался, как ребенок! Баал Шем-Тов обратил свое лицо к ученикам:
- Это человек был рожден евреем. У него даже была Бар-Мицво, однако,
вскоре после этого он был завлечен в церковь и, при известных
обстоятельствах, стал тем ненавистником евреев, которого мы видим пред
собой сегодня. Я увидел в Небесах, что сегодня - благоприятный день
для того, чтобы вернуть его в чувство.
Когда епископ перестал плакать, Баал Шем-Тов велел ему встать и пройти
с ним в боковую комнату, где они закрылись и беседовали несколько
минут.
Никто не знает, о чем они говорили, но чуть позже епископ, сменив
одежду, оставил дом, в котором встретился с Бештом, и с тех пор никто
его не видел.
v v v
- Это конец истории. - Хасид взглянул на богача и увидел, что тот
улыбается от удовольствия. Ему понравилась история. Она настолько ему
понравилась, что он закрыл глаза рукой, и слезы покатились по его
лицу. Богач плакал, рыдая от счастья:
- Я ждал именно этой истории... - произнес он, вытер глаза и посмотрел
на хасида. - Я - тот самый епископ! Во время разговора в боковой
комнате, о котором ты упомянул, Баал-Шем приказал мне жить в покаянии,
пока не придет тот, кто расскажет мне мою собственную историю. Теперь
я знаю, что Б-г услышал мои молитвы.
v v v
Епископ из этой истории изменился полностью.
История исхода евреев из Египта является отправной точкой Иудаизма.
Она напоминает нам о том, что Б-г контролирует мир. И об этом
постоянно упоминается не только в наших молитвах. - Существует
заповедь вспоминать об исходе из Египта каждый день. Эта же идея
появляется в самом начале десяти заповедей.
Но самое главное, - что это - источник нашей веры в приход Мошиаха, и
в скорое Освобождение, которое он принесет (см. первую заповедь в
"Сейфер аМицвейс Котон").
Мошиах будет еще более велик, чем Мейше. Как и Мейше, он освободит нас
от духовного и физического рабства, но в отличие от него, - превратит
зло в добро, вместо того, чтобы сломить его, как Мейше сделал это с
Египтом.
Вот почему Б-г хотел, чтобы мы прочитали о том, как Посох,
олицетворяющий Святость, превратился в Змея, олицетворяющего Зло, а
затем снова стал посохом (показывая, что истинным источником зла
является сам Б-г), а затем поглотил посохи фараона (ибо так произойдет
ТОЛЬКО в будущем Освобождении, когда Б-г и творение станут одним). -
Эта история в силах изменить каждого, кто ее читает так, как епископа,
который на глазах у рассказчика из "третьего лица" (история
повествовала о нем) превратился во второе (история рассказывалась
ему), а затем и в первое лицо (обрел свое истинное Я).
Во время будущего Освобождении все негативное в мире, кажущееся
далеким от Б-га (третье лицо), станет помогать Б-гу (станет вторым
лицом) и, наконец, объединится с Истиной.
А когда мы читаем эту историю, то, как епископ, о котором
рассказывалось, захотим Истины. Истины, которая заключается в том, что
Б-г Один, и не существует ничего, кроме Него. И мы будем желать и
постоянно думать о приходе полного Освобождения в результате...
...MOSHIACH NOW!!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru