бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон.
Недельная глава "Бамидбар".
----------------------------------------------------------------------
Встреча была назначена уже месяц назад, и группа из пяти хабадских
женщин уже почти двадцать минут ждала в приемной члена Кнессета Сары
Дорон возможности представить свой тщательно разработанный проект
закона, называемого "Ми'у Йегуди". Однако их ожидал сюрприз: миссис
Дорон вышла из своего офиса, оживленно объявила, что торопится на
другую встречу, и исчезла. Потрясенным женщинам оставалось только
обратиться со своими претензиями к секретарше, что они с энтузиазмом и
сделали.
Послушав несколько минут их резкие комментарии, секретарша спокойно
сказала:
- О, так вы хабадники? Верно? Я знаю Любавического Ребе - он Мошиах!
Женщины были удивлены и рассержены. Эта женщина насмехается над ними!
Добавляя к несправедливости оскорбление! Среди женщин, о которых идет
речь, находилась тогда моя жена. Глядя в глаза секретарше, она вежливо
спросила ее:
- Скажите, вы шутите? Если так, то это совсем несмешно!
- Нет! Конечно, нет! - ответила секретарша. - Я, действительно,
считаю, что он Мошиах. Я в этом уверена! Дайте я объясню.
У женщин совсем не было настроения слушать истории, но, с другой
стороны, почему бы и нет? Они посмотрели друг на друга, пожали плечами
и согласились.
Секретарша начала с извинений:
- Я знаю, что не выгляжу очень религиозной, - сказала она, одергивая
подол своего короткого платья, - но, поверьте мне, с тех пор, как
произошла эта история, я ем только кошерное и даже соблюдаю Субботу.
- Все это произошло так. Пять лет назад я гостила у друзей в
Калифорнии. Довольно поздним вечером я в одиночестве ехала на машине
на вечеринку. За окном красовался закат. В машине звучала музыка, и я
находилась в отличном расположении духа, как вдруг ощутила: что-то не
так...
Взглянув на часы, я поняла в чем дело: было уже больше восьми часов!
Вечеринка намечалась в двадцати минутах езды от места, где я жила, а я
ехала уже больше часа! Становилось темней и темней, и наконец все, что
различалось в свете фар - была... пустыня!
- Я поняла, что, по всей видимости, пропустила нужный поворот,
развернула машину и поехала обратно, но чем дольше я пыталась
исправить свою ошибку, тем меньше понимала, куда надо ехать. Мало
того, дорога была абсолютно пуста, мне не встречалось ни одной машины.
- Сначала я не очень беспокоилась, но еще через час езды в темноте
окончательно поняла, что не знаю, куда дальше ехать, сбавила газ и
начала нервничать. Так или иначе, мне казалось, что не все потеряно. -
Я всегда могу просигнализировать из машины о помощи, верно? Поэтому я
остановилась на краю дороги, включила в машине свет, чтобы люди могли
меня видеть, и начала сигналить фарами встречным машинам.
Это не сработало. Во-первых, машин почти не было. Во-вторых, те редкие
машины, которые все же были, не останавливались, а когда наконец рядом
со мной остановился большой грузовик, из него вылезли два огромных
мужчины, смеясь и выкрикивая что-то непристойное, я включила мотор и
уехала оттуда как можно быстрее.
- Теперь я, действительно, была напугана. Я даже стала немного плакать
и громко молить о помощи. Но это не помогло, а через несколько минут
кончился бензин, и я остановилась на краю дороги, одна посередине
пустыни.
- Примерно через полчаса стало холодать. Не знаю, были ли вы
когда-нибудь ночью в пустыне, но там - как зимой; через некоторое
время без обогревателя я начала по-настоящему мерзнуть. Я была совсем
одна. С начала моей поездки прошло более восьми часов. Я разрыдалась,
вовсе потеряв над собой контроль, в уверенности, что это конец.
- У меня не было одеяла, у сидений не было покрышек, - не было ничего,
во что я могла бы завернуться. Я свернулась в комочек и стала
повторять: "Ой, мамочки! Пожалуйста!! Пожалуйста, пусть кто-нибудь мне
поможет!"
Я потеряла счет времени, но, должно быть, прошло около часа, пока
вдруг я не увидела приближающуюся машину! Как сумасшедшая я стала
сигналить фарами и молиться, чтобы все кончилось хорошо.
Подъехавшая машина остановилась на приличном расстоянии от моей. Дверь
машины открылась. Из нее вышли трое мужчин в черном. В руке у одного
из них было ружье.
Они находились все еще достаточно далеко. Мое сердце стучало, как
барабан. У меня все еще был шанс! Я выскочила из машины, собираясь
убегать, но все, что у меня получилось, - это закричать: "ШМА
ИСРОЭЛ!!!"
- Человек с ружьем громко откликнулся: "Шма Исроэль, аШем Элейкейну,
аШем эход!" Повстречавшиеся мне мужчины оказались калифорнийскими
хабадниками, которые рано утром собирались ехать на какое-то собрание,
но из офиса Ребе получили по телефону срочное сообщение: отправляться
немедленно.
- Странно, - подумали они, - начинать путешествие бессонной ночью, и
приехать за восемь часов до начала собрания. Однако Ребе никогда не
ошибается. - И отправились в путь в указанный Ребе час.
- Я уверена, что Ребе послал их спасти меня. Я имею в виду, что для
всей этой истории нет другого объяснения. Хозяева машины отлили мне
бензина из своей канистры, проводили до дома и всячески успокаивали.
Они были чудесны.
- Потом я стала думать: как Ребе узнал обо мне? Почему он позаботился
обо мне? Я не выполняла ни единой заповеди, я даже терпеть не могла
тех, кто их выполняет! Поэтому я решила, что для этого нет другого
объяснения, кроме того, что Ребе - Мошиах. Он почувствовал, что со
мной случилось несчастье. А он должен заботиться обо всех.
- После этого я написала Ребе благодарственное письмо, и он ответил
мне, попросив укреплять других евреев и саму себя и принять на себя
соблюдение некоторых Заповедей. Так я и сделала.
Секретарша глубоко вздохнула, оглядела всех женщин и широко
улыбнулась:
Ах! - сказала она, - Спасибо, что выслушали мою историю!
Женщины поняли, что услышанный ими рассказ и был истинной причиной их
визита в Кнессет.
v v v
Наша недельная глава называется "В пустыне" и является подготовкой к
празднику Швуэс - празднику дарования Торы.
Мидраш приводит несколько причин, почему Б-г дал евреям Тору именно в
Пустыне. Одна из них заключается в том, что Пустыня - территория,
которая никому не принадлежит. Любой, кто захочет, может там жить. Это
учит нас тому, что Тора свободна для всех, кто хочет ее изучать.
Другая причина: Пустыня - сплошной песок. Это намекает на то, что для
изучения Торы, нужно быть скромным, как земля.
Третья причина: несмотря на то, что Пустыня - бесплодна, во время
блужданий по ней Все-вышний обеспечивал евреев пищей, водой, одеждой и
жильем. Это объясняет, что изучая Тору, необходимо верить, что Б-г
даст нам средства к существованию.
Четвертая причина: как идущий по пустыне должен остерегаться змей и
скорпионов, так изучающие Тору должны остерегаться своих дурных
желаний и не быть слишком самоуверенными.
Однако все эти четыре причины, на самом деле, не так ясны.
Прежде всего, почему Б-г намекает, что у Торы, как у пустыни, нет
хозяина? - Тора принадлежит еврейскому народу!
Далее, почему Б-г сравнивает Тору с песком пустыни, в котором ничего
не растет? - Тору было бы более уместно сравнить с доброй плодородной
землей.
По поводу третьей причины: почему для того, чтобы научиться вере в
Б-га, нужна пустыня? Пустыня - не единственное место в мире где есть
проблемы. Везде (к сожалению) есть бездомные и голодающие люди.
И наконец, опасные звери, змеи и т.д. существуют и в других местах (к
тому же люди иногда более опасны, чем животные). Чтобы отучить нас от
самоуверенности, пустыня тоже не требуется.
Другими словами, Все-вышний мог дать Тору в Египте или в Израиле, и
евреи вынесли бы все эти наставления из этого места.
Так почему, все-таки, Тора была дана именно в Пустыне? - Ответ в том,
что только в пустыне Б-г мог научить евреев ПРЕДАННОСТИ МЕЙШЕМЕЙШЕ.
Без полной преданности МейшеМейше евреи не смогли бы соблюдать Тору и
ее заповеди всем сердцем (и, как подтверждение этой мысли, мы,
действительно, видим, что в тот же момент, когда они поверили в уход
МейшеМейше, евреи создали Золотого Тельца и забыли о всех полученных
ими наставлениях).
Пустыня - единственное место, где это - преданность МейшеМейше-рабейну
- могла быть достигнута.
В пустыне евреи были изолированы от всего мира и полностью зависели от
МейшеМейше и его руководства. Там он мог учить и вдохновлять их
непрерывно, вносить Тору в каждый аспект их души, так как ТОЛЬКО он
мог это сделать.
Причина, почему лишь МейшеМейше мог сделать это - в том, что
МейшеМейше являлся (и является) особым даром Б-га еврейскому народу.
Он - "Райя Меэймно" - "Верный пастух" еврейского народа и
"Б-гочеловек" (см. "Дворим", 33:1). МейшеМейше так объединен с Б-гом,
что он, и ТОЛЬКО он, в точности знал, как вдохновить и усилить веру и
стремление к Служению в любом и каждом еврее, согласно его или ее
индивидуальной природе.
На самом деле, (говорит книга "Зеар") каждое поколение в обязательном
порядке обладает лидером, подобным МейшеМейше, а без такого человека
евреи напоминают овец без пастуха.
v v v
Рассмотрим теперь четыре вышеупомянутых причины тому, что Тора была
дана в пустыне, - в новом свете: почему только пустыня может научить
нас связи С МЕЙШЕ?
Первое: то, что у пустыни нет хозяина, учит нас, что Торой в ее
сущности никто не может овладеть. - Она принадлежит лишь Все-вышнему.
И только МейшеМейше мог научить нас этому, поскольку Тора Б-га пришла
к нам через него, и АБСОЛЮТНО не изменилась, - она всегда остается
Торой Б-га.
Второе: у бесплодия пустыни мы можем научиться подлинной скромности,
которую можно найти только у МейшеМейше. Любавический ребе объясняет,
что МейшеМейше был - самым скромным человеком в мире (см. "Бамидбар",
12:3), потому что ощущал себя ничем, бесплодным, как песок, - а все
его способности к лидерству, мудрости и привязанности - видел лишь как
дар Б-га. Другие, думал МейшеМейше, смогли бы использовать эти
способности лучше.
Третье: "ман", который ели евреи в пустыне, родник Мирьям, из которого
они пили, и облака славы, которые их защищали, - все это было дано
еврейскому народу за заслугу МейшеМейше (см. "Таанис", 9:2). - Если
доверять "МейшеМейше" нашего поколения, - Б-г защитит нас и поможет
нам.
Наконец, в пустыне Мейше многократно (на море, при историях с золотым
тельцом, с Кейрахом, разведчиками, маном и т.п.) показывал евреям ,
что даже праведники не должны быть излишне уверены в себе, должны
опасаться диких зверей внутри самих себя.
Таким образом, все: Тора, мы сами, весь мир, в целом, зависят от
Мейше, и все это (как это случилось с секретаршей в нашей истории) мы
можем выучить из урока, который преподает нам пустыня.
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: "http://www.ohrtmimim.org"
& our TORAH website: "http://www.ohrtmimim.org/torah/"
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru