Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Тора онлайн" плюс "Ешива онлайн". Рав Тувье Болтон.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рав Тувье Болтон.
Недельная глава "Эмейр".
----------------------------------------------------------------------

Эта   история   говорит  о  первом  Ребе  Хабада,  Алтер  Ребе  (позже
составившем "Танию" и "Шулхан Орух аРав"), рабби Шнеур-Залмане из Ляд.
Сам,   будучи  великим  знатоком  Торы,  он  был  настолько  впечатлен
личностью  и  хасидским  учением  Магида  из  Мезерич  (преемника Баал
Шем-Това),  что остался учиться у него на несколько лет. Это произошло
несмотря  на  то,  что  в  те  дни хасидизм не был популярен, а хасиды
обвинялись в ереси.

Когда Ребе спустя год вернулся домой, его встретил рассерженный тесть:

- Чем ты занимался в течение года? Зачем ты попусту тратил время среди
этих диких людей?

- Я учил, что Б-г творит мир, - спокойно ответил Ребе.

-  И  это  все,  что  ты  выучил?! - закричал тесть. - ЭТО ВСЕ, ЧТО ТЫ
ВЫУЧИЛ?!  Да  это  знает  наша посудомойка, которая никогда в жизни не
учила Тору!.. Зелда, подойди сюда!

Из   соседней   комнаты,  вытирая  о  фартук  мокрые  руки,  появилась
посудомойка.

- Да, Ребе, вы что-то хотели, Ребе.

-  Скажи  нам,  Зелда,  -  тесть Ребе пытался говорить спокойно, - Кто
творит мир?

Ну... Конечно, Все-вышний, Ребе!

-  Ты видишь?! - повернулся он к своему зятю, - Даже она говорит то же
самое!

- Она говорит... - А я знаю, - ответил рабби Шнеур-Залман.


                               v v v

Мы  сможем лучше понять эту историю, поговорив об одной из шестидесяти
трех заповедей нашей недельной главы - о заповеди "Счета Эймера".

Выполнение  заповеди  "Счета  Эймера"  заключается  в том, что еврей в
начале каждого из 49 дней, разделяющих праздники Песах и Швуэс, должен
вслух "считать": "Сегодня первый день Эймера...", "Сегодня второй день
Эймера..."  и так далее. Слово "Эймер" обозначает меру (эймер) ячменя,
приносившуюся в Святом Храме на следующий день после Песаха.

Одно из глубоких объяснений смыслу заповеди "Счета Эймера" строится на
том,  что ячмень, в отличие от пшеницы, обычно используется в качестве
корма животных.

У  каждого  человека  есть  (или  скорее  каждый  человек  состоит из)
природных  стремлений  и  тенденций,  называемых  в Иудаизме "животной
душой" (т. к. аналогично животному, она ощущает не Создателя, а только
другие  творения).  Заповедь "Счета Эймера" дает нам силы на то, чтобы
"приручить"  и даже "выдрессировать" животную душу (т. е. себя самих),
чтобы  служить  Б-гу  всеми  имеющимися  способностями,  в особенности
эмоциональными качествами.

Этой  работой  евреи  занимались в течение семи недель после выхода из
Египта,  дабы  подготовить  себя  к  получению  Святой Торы. По той же
причине  мы  в течение семи недель, разделяющих Песах и Швуэс, изучаем
трактат  Мишны  "Пиркей  Овейс".  Наставления мудрецов, содержащиеся в
этом трактате, направлены на очищение личности (животной души) с целью
сделать ее более воспримчивой к Воле Б-га.


                               v v v

Есть, впрочем, в заповеди "Счета Эймера" и нечто более глубокое.

В  большинстве  молитвенников  рядом  с каждым из 49 дней счета Эймера
напечатаны  названия двух "сфирейс". Это основано на мистической идее,
что  "личность"  Б-га  отражается в человеческой душе, и обе они могут
быть  "разделены" на семь аспектов - "сфирейс". (На самом деле сфирейс
десять,  но  заповедь  счета Эймера относится только к семи нижним). В
свободном  переводе  эти  семь сфирейс таковы (в порядке сверху вниз):
Доброта   (или   Любовь),   Строгость  (или  Страх),  Равновесие  (или
Назначение),  Победа  (или  Уверенность), Признание (или Восхваление),
Связь (или Интерес) и Завершение (или Правление).

Каждодневные   раздумья   о   соответствующем   свойстве   Все-вышнего
(Б-жественной  доброте,  строгости  и  т.д.,  или,  точнее, семи путях
выражения  Б-гом  каждой эмоции, например, доброта по пути доброты или
по  пути строгости и т.д.) и как этот аспект проявляется в нашей душе,
влечет за собой понимание того, что настоящая Любовь, Победа и т.д., -
это  лишь  те  Любовь  и Победа, которые относятся к Б-гу, достигаются
действиями, согласными с Его Торой.

Это  наиболее  совершенный  путь  к  исправлению  животной души - путь
идущий изнутри человека.


                               v v v

Еще глубже. - Давайте попробуем понять идею счета времени.

Что такое время? Второй Ребе Хабада (сын Ребе Шнеур-Залмана) объясняет
в  одном  из  своих  трудов,  называемом  "Атерес  Рейш",  что время -
результат  того, как духовное оживляет материальное - материальный мир
во всех его деталях.

Духовное,  если  так  можно сказать, дает материальному "толчок", дает
ему  заряд  жизни  и  тотчас  же  возвращается к своему источнику. Эту
"пульсацию" мы и называем временем.

Но это природный процесс: духовное - не значит Б-жественное.

ЗАПОВЕДЬ счета времени подразумевает, что мы попытаемся почувствовать,
что именно Б-г постоянно создает и контролирует эту пульсацию жизни.

Когда  человек ощущает, что жизнь и время исходят лишь от Б-га Живого,
это вызывает в его сердце великую любовь к Создателю, страх перед Ним,
и  полное аннулирование животной души. (Подобное происходит с ангелами
(называемыми  "хаейс"  [животными]),  которые,  как мы читаем в первом
благословении  перед  "Шма  Исроэйл",  служат  Все-вышнему, по причине
того,  что  чувствуют,  как  Он  и  только Он является источником всей
жизни].

Это  же,  без  всякого  сомнения, должно напомнить нам, как драгоценно
время.  Каждый  день,  каждая  минута - подарок Вс-вышнего, к которому
нельзя  относиться легкомысленно. Каждая минута - возможность изменить
себя и мир к лучшему.


                               v v v

Но и это еще не главное в "Счете Эймера".

Талмуд рассказывает нам, что 2000 лет тому назад в течение семи недель
"Счета   Эймера"   случилась   величайшая  катастрофа  -  эпидемия,  в
результате  которой  умерли  24  тысячи учеников рабби Акивы. Причиной
этой  эпидемии  было,  как объясняют нам мудрецы, недостаточно хорошее
отношение учеников великого рабби друг к другу!

Погибшие  в  эпидемию  ученики  рабби  Акивы  были  людьми высочайшего
духовного уровня. Все они были мудрецами Торы. И конечно же, они знали
наставления,  содержащиеся  в  трактате  "Пиркей  Овейс",  знали тайны
Кабболы (ведь рабби Акива был знатоком Кабболы, и по некоторым мнениям
именно  он  составил  книгу  "Сефер  Йецира").  И были учениками рабби
Акивы, того, кто провозгласил: "Любовь к ближнему своему - суть Торы".
Что же случилось? И как можно ожидать, что мы будем лучше них?

Любавический  Ребе  объясняет, что ученики рабби Акивы, через изучение
Торы  поднялись к такому совершенству и полноте, что ни один из них не
мог  терпеть и, разумеется, уважать того, кто отличался от них или был
не  согласен  с  их  путем Служения Б-гу. Все-вышний был очень строг с
ними  (на  самом  деле, сейчас мы даже не знаем, кто они были), именно
потому,  что  они  были великими Мудрецами Торы, но вместо того, чтобы
использовать Тору для творения в мире - мира (с какой целью она и была
дана), использовали ее, чтобы усилить и оправдать свою.

Впрочем,  у рабби Акивы было пятеро учеников, отличавшихся от основной
массы. В пору той величайшей трагедии они остались в живых.

Первейшим  из  них был рабби Шимон бар-Йохай (автор "Зеар"). Этот урок
он выучил нелегким путем. Двенадцать лет рабби Шимон просидел со своим
сыном в пещере, скрываясь от свирепых римлян и непрерывно изучая Тору.
Талмуд  рассказывает  нам,  что  отец  и  сын  достигли  такого уровня
Святости,  что  покинув,  наконец,  пещеру,  они пришли в великий гнев
увидев, что вместо изучения Торы, евреи работают на полях. Результатом
их  гнева  был  спаливший  посевы  огонь. Поля горели, пока с Небес не
раздался  голос:  "Вернитесь в пещеру еще на один год и учитесь жить в
этом мире!"

Другими словами: учитесь принимать тех, кто отличается от вас.


                               v v v

Это  то,  что  имел в виду Алтер Ребе, говоря: "Я знаю, что Б-г творит
мир".  -  В  результате  учебы у Магида я пришел к пониманию того, что
главное  -  то, что Б-г творит и, действительно, хочет, - МИР со всеми
его сложностями и различиями, а моя работа - совершенствовать его.

(Эта  догадка подтверждается рассказом о разговоре Ребе Шнеур-Залман с
двумя   другими   великими   цадиками  (одним  из  которых  был  рабби
Лейви-Ицхок  из Бердичева). Собеседники Ребе говорили, что если бы они
были Б-гом, то сотворили мир по-другому, - так, чтобы у евреев не было
проблем.  На  это  Алтер  Ребе  ответил:  "Если  бы  я был Б-гом, я бы
сотворил мир точно так же, как Б-г творит его").


                               v v v

Я  хотел  бы  закончить  очень  красивой  и уместной историей, которую
слышал от благословенной памяти реб Мендла Футерфаса.

Когда ему было пять лет и он учил Тору в России, там не было шариковых
ручек,  и  у каждого мальчика была своя маленькая чернильница, куда он
макал перо.

Как-то  раз  случилось,  что  один  из  детей забыл принести чернила и
попросил немного чернил у соседа.

"Нет,  -  ответил  тот,  -  мне  самому  не  хватает.  Надо  было свою
чернильницу  из  дома принести". Первому мальчику пришлось выпрашивать
чернила у других.

Учитель  заметил  это  и  ничего  не  сказал, но через полчаса спросил
второго  мальчика, может ли тот объяснить классу, что такое алеф, бейс
и гимел (первые три буквы еврейского алфавита).

- Конечно, - ответил ученик и показал эти буквы в одной из своих книг,
- Это алеф, это бейс, а это гимл.

- Нет, - ответил учитель. - Неверно!

Мальчик смутился:

-  Но,  учитель,  - сказал он. - Так Вы нам объясняли... Так мы читали
все эти два года!

Все  равно  неверно! - продолжил учитель. - Неверно! Алеф - это, когда
твой  друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их дать! Бейс -
это,  когда  твой  друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их
дать!  Гимел  -  это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты
должен ему их дать!


Рабби Тувия Болтон

Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль


Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>;

---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>;
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>;


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное