Рав Тувье Болтон.
Недельная глава "Эмейр".
----------------------------------------------------------------------
Эта история говорит о первом Ребе Хабада, Алтер Ребе (позже
составившем "Танию" и "Шулхан Орух аРав"), рабби Шнеур-Залмане из Ляд.
Сам, будучи великим знатоком Торы, он был настолько впечатлен
личностью и хасидским учением Магида из Мезерич (преемника Баал
Шем-Това), что остался учиться у него на несколько лет. Это произошло
несмотря на то, что в те дни хасидизм не был популярен, а хасиды
обвинялись в ереси.
Когда Ребе спустя год вернулся домой, его встретил рассерженный тесть:
- Чем ты занимался в течение года? Зачем ты попусту тратил время среди
этих диких людей?
- Я учил, что Б-г творит мир, - спокойно ответил Ребе.
- И это все, что ты выучил?! - закричал тесть. - ЭТО ВСЕ, ЧТО ТЫ
ВЫУЧИЛ?! Да это знает наша посудомойка, которая никогда в жизни не
учила Тору!.. Зелда, подойди сюда!
Из соседней комнаты, вытирая о фартук мокрые руки, появилась
посудомойка.
- Да, Ребе, вы что-то хотели, Ребе.
- Скажи нам, Зелда, - тесть Ребе пытался говорить спокойно, - Кто
творит мир?
Ну... Конечно, Все-вышний, Ребе!
- Ты видишь?! - повернулся он к своему зятю, - Даже она говорит то же
самое!
- Она говорит... - А я знаю, - ответил рабби Шнеур-Залман.
v v v
Мы сможем лучше понять эту историю, поговорив об одной из шестидесяти
трех заповедей нашей недельной главы - о заповеди "Счета Эймера".
Выполнение заповеди "Счета Эймера" заключается в том, что еврей в
начале каждого из 49 дней, разделяющих праздники Песах и Швуэс, должен
вслух "считать": "Сегодня первый день Эймера...", "Сегодня второй день
Эймера..." и так далее. Слово "Эймер" обозначает меру (эймер) ячменя,
приносившуюся в Святом Храме на следующий день после Песаха.
Одно из глубоких объяснений смыслу заповеди "Счета Эймера" строится на
том, что ячмень, в отличие от пшеницы, обычно используется в качестве
корма животных.
У каждого человека есть (или скорее каждый человек состоит из)
природных стремлений и тенденций, называемых в Иудаизме "животной
душой" (т. к. аналогично животному, она ощущает не Создателя, а только
другие творения). Заповедь "Счета Эймера" дает нам силы на то, чтобы
"приручить" и даже "выдрессировать" животную душу (т. е. себя самих),
чтобы служить Б-гу всеми имеющимися способностями, в особенности
эмоциональными качествами.
Этой работой евреи занимались в течение семи недель после выхода из
Египта, дабы подготовить себя к получению Святой Торы. По той же
причине мы в течение семи недель, разделяющих Песах и Швуэс, изучаем
трактат Мишны "Пиркей Овейс". Наставления мудрецов, содержащиеся в
этом трактате, направлены на очищение личности (животной души) с целью
сделать ее более воспримчивой к Воле Б-га.
v v v
Есть, впрочем, в заповеди "Счета Эймера" и нечто более глубокое.
В большинстве молитвенников рядом с каждым из 49 дней счета Эймера
напечатаны названия двух "сфирейс". Это основано на мистической идее,
что "личность" Б-га отражается в человеческой душе, и обе они могут
быть "разделены" на семь аспектов - "сфирейс". (На самом деле сфирейс
десять, но заповедь счета Эймера относится только к семи нижним). В
свободном переводе эти семь сфирейс таковы (в порядке сверху вниз):
Доброта (или Любовь), Строгость (или Страх), Равновесие (или
Назначение), Победа (или Уверенность), Признание (или Восхваление),
Связь (или Интерес) и Завершение (или Правление).
Каждодневные раздумья о соответствующем свойстве Все-вышнего
(Б-жественной доброте, строгости и т.д., или, точнее, семи путях
выражения Б-гом каждой эмоции, например, доброта по пути доброты или
по пути строгости и т.д.) и как этот аспект проявляется в нашей душе,
влечет за собой понимание того, что настоящая Любовь, Победа и т.д., -
это лишь те Любовь и Победа, которые относятся к Б-гу, достигаются
действиями, согласными с Его Торой.
Это наиболее совершенный путь к исправлению животной души - путь
идущий изнутри человека.
v v v
Еще глубже. - Давайте попробуем понять идею счета времени.
Что такое время? Второй Ребе Хабада (сын Ребе Шнеур-Залмана) объясняет
в одном из своих трудов, называемом "Атерес Рейш", что время -
результат того, как духовное оживляет материальное - материальный мир
во всех его деталях.
Духовное, если так можно сказать, дает материальному "толчок", дает
ему заряд жизни и тотчас же возвращается к своему источнику. Эту
"пульсацию" мы и называем временем.
Но это природный процесс: духовное - не значит Б-жественное.
ЗАПОВЕДЬ счета времени подразумевает, что мы попытаемся почувствовать,
что именно Б-г постоянно создает и контролирует эту пульсацию жизни.
Когда человек ощущает, что жизнь и время исходят лишь от Б-га Живого,
это вызывает в его сердце великую любовь к Создателю, страх перед Ним,
и полное аннулирование животной души. (Подобное происходит с ангелами
(называемыми "хаейс" [животными]), которые, как мы читаем в первом
благословении перед "Шма Исроэйл", служат Все-вышнему, по причине
того, что чувствуют, как Он и только Он является источником всей
жизни].
Это же, без всякого сомнения, должно напомнить нам, как драгоценно
время. Каждый день, каждая минута - подарок Вс-вышнего, к которому
нельзя относиться легкомысленно. Каждая минута - возможность изменить
себя и мир к лучшему.
v v v
Но и это еще не главное в "Счете Эймера".
Талмуд рассказывает нам, что 2000 лет тому назад в течение семи недель
"Счета Эймера" случилась величайшая катастрофа - эпидемия, в
результате которой умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Причиной
этой эпидемии было, как объясняют нам мудрецы, недостаточно хорошее
отношение учеников великого рабби друг к другу!
Погибшие в эпидемию ученики рабби Акивы были людьми высочайшего
духовного уровня. Все они были мудрецами Торы. И конечно же, они знали
наставления, содержащиеся в трактате "Пиркей Овейс", знали тайны
Кабболы (ведь рабби Акива был знатоком Кабболы, и по некоторым мнениям
именно он составил книгу "Сефер Йецира"). И были учениками рабби
Акивы, того, кто провозгласил: "Любовь к ближнему своему - суть Торы".
Что же случилось? И как можно ожидать, что мы будем лучше них?
Любавический Ребе объясняет, что ученики рабби Акивы, через изучение
Торы поднялись к такому совершенству и полноте, что ни один из них не
мог терпеть и, разумеется, уважать того, кто отличался от них или был
не согласен с их путем Служения Б-гу. Все-вышний был очень строг с
ними (на самом деле, сейчас мы даже не знаем, кто они были), именно
потому, что они были великими Мудрецами Торы, но вместо того, чтобы
использовать Тору для творения в мире - мира (с какой целью она и была
дана), использовали ее, чтобы усилить и оправдать свою.
Впрочем, у рабби Акивы было пятеро учеников, отличавшихся от основной
массы. В пору той величайшей трагедии они остались в живых.
Первейшим из них был рабби Шимон бар-Йохай (автор "Зеар"). Этот урок
он выучил нелегким путем. Двенадцать лет рабби Шимон просидел со своим
сыном в пещере, скрываясь от свирепых римлян и непрерывно изучая Тору.
Талмуд рассказывает нам, что отец и сын достигли такого уровня
Святости, что покинув, наконец, пещеру, они пришли в великий гнев
увидев, что вместо изучения Торы, евреи работают на полях. Результатом
их гнева был спаливший посевы огонь. Поля горели, пока с Небес не
раздался голос: "Вернитесь в пещеру еще на один год и учитесь жить в
этом мире!"
Другими словами: учитесь принимать тех, кто отличается от вас.
v v v
Это то, что имел в виду Алтер Ребе, говоря: "Я знаю, что Б-г творит
мир". - В результате учебы у Магида я пришел к пониманию того, что
главное - то, что Б-г творит и, действительно, хочет, - МИР со всеми
его сложностями и различиями, а моя работа - совершенствовать его.
(Эта догадка подтверждается рассказом о разговоре Ребе Шнеур-Залман с
двумя другими великими цадиками (одним из которых был рабби
Лейви-Ицхок из Бердичева). Собеседники Ребе говорили, что если бы они
были Б-гом, то сотворили мир по-другому, - так, чтобы у евреев не было
проблем. На это Алтер Ребе ответил: "Если бы я был Б-гом, я бы
сотворил мир точно так же, как Б-г творит его").
v v v
Я хотел бы закончить очень красивой и уместной историей, которую
слышал от благословенной памяти реб Мендла Футерфаса.
Когда ему было пять лет и он учил Тору в России, там не было шариковых
ручек, и у каждого мальчика была своя маленькая чернильница, куда он
макал перо.
Как-то раз случилось, что один из детей забыл принести чернила и
попросил немного чернил у соседа.
"Нет, - ответил тот, - мне самому не хватает. Надо было свою
чернильницу из дома принести". Первому мальчику пришлось выпрашивать
чернила у других.
Учитель заметил это и ничего не сказал, но через полчаса спросил
второго мальчика, может ли тот объяснить классу, что такое алеф, бейс
и гимел (первые три буквы еврейского алфавита).
- Конечно, - ответил ученик и показал эти буквы в одной из своих книг,
- Это алеф, это бейс, а это гимл.
- Нет, - ответил учитель. - Неверно!
Мальчик смутился:
- Но, учитель, - сказал он. - Так Вы нам объясняли... Так мы читали
все эти два года!
Все равно неверно! - продолжил учитель. - Неверно! Алеф - это, когда
твой друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их дать! Бейс -
это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты должен ему их
дать! Гимел - это, когда твой друг просит тебя дать ему чернила, ты
должен ему их дать!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>