бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон.
Недельная глава "Ахарей Мейс".
----------------------------------------------------------------------
Наша недельная глава рассказывает о самом святом в еврейском народе
человеке - Коэн-Годейле (Первосвященнике), о его Служении в самый
святой день года - Йом-Кипур. Все Евреи - избранны Б-гом. Коаним
(священнослужители) - избраны Все-вышним из евреев, а Коэн Годейл -
"избранный из избранных из избранных"! Потому он и только он имел
право входить в Йом-Кипур в "Святая-Святых" и действительно влиять на
Б-га так, чтобы он забыл и даже превратил грехи евреев в заслуги.
Коли так, говорящееся в Талмуде нас может просто изумить:
Там, в трактате "Сангедрин" (49:1), обсуждаются Семь Заповедей сыновей
Ноаха. Говорится, что нееврею под страхом смерти запрещено изучать
Тору, поскольку Тора - особый дар Все-вышнего Его народу, евреям, а
потому обращаться с ней нужно по-другому, нежели с любой другой
мудростью.
Тем не менее, продолжает Талмуд, если нееврей учит Тору, чтобы
улучшить соблюдение его семи заповедей, он равен не еврею и даже не
коэну, а... КОЭН-ГОДЕЙЛЮ!
Еще более странно, что Талмуд, похоже, не доказывает эту идею, а лишь
указывает на нее, как на очевидный факт!
Он приводит фразу из "Ваикро" 18:5: "Соблюдайте Мои Установления и
Законы, исполняя которые человек будет жить ими", где слово "человек"
объясняет как "нееврей". Под словами же "Уставы и Законы"
подразумевается Тора. Отсюда Талмуд делает вывод, что Тору может
изучать также нееврей.
Однако об объяснении того, почему нееврей сравнивается с
Коэн-Годейлем, Талмуд, на удивление, не заботится вовсе!
v v v
Думаю, что объяснение примерно таково.
Наша недельная глава рассказывает, что "Святая-Святых", куда
Коэн-Годейл входил в Йом-Кипур, из-за связанной со Скрижалями степени
раскрытия там Б-га, было настолько опасным местом, что два святых сына
Аарона погибли, войдя туда без правильной подготовки (отсюда название
нашей главы "Ахарей-Мейс [После Смерти]"). Тем не менее, в том случае,
когда настоящий Коэн-Годейль входил туда правильным образом, он не
только оставался в живых, но приносил жизнь и благословение другим.
Главным в Святая Святых была Тора (т.е. Скрижали, на которых были
высечены Десять Речений). - Также и в нашем случае: нееврей, изучающий
Тору неправильно, - наказуем смертью. Но изучая ее правильно, он не
только остается в живых, но даже "оживляет" других.
Думаю, что подтверждение этой идее можно найти в сорок четвертой главе
"Таньи".
Там объясняется, что, например, овца, будучи принесена в жертву в
Святом Храме, духовно возвышала и давала смысл существованию всем
овцам в мире (ведь если бы не было овец, не могло быть и жертвы).
Так же и здесь: если, поднимаясь над своими природными наклонностями,
человек совершает то, для чего его сотворил Б-г, - выполняет семь
общих для всех людей заповедей, - и хочет выполнять, исходя из верных
побуждений, то есть по той причине, что Все-вышний приказал это в
СВОЕЙ ТОРЕ, это приносит поднятие и благословение всему человечеству,
сравнимое с поднятием, осуществляемым Коэн-Годейлем в Йом-Кипур.
v v v
Теперь, возможно, мы будем способны понять, почему для того, чтобы
доказать, что нееврей, правильным образом изучающий Тору, подобен
Коэну Годейлю, Талмуд приводит изречение, упомянутое выше? - Потому
что слова "жить ими" могут подразумевать, что Тора приносит только
жизнь, в то время, как она может принести и обратное, как в случае с
Коэн-Годейлем.
Кстати, похожую вещь мы видим сегодня в молитвах Йом-Кипура: одна из
высочайших точек этого дня - "Мафтир Йона" - историю пророка Йоны в 48
предложений длиной, которую читают целиком перед третьей молитвой в
Йом-Кипур.
История пророка Йоны - история о том, как однажды Б-г послал Йону в
огромный город неевреев - Нинвей, и как они прислушались к словам
этого пророка и раскаялись. Почему в святой день Йом-Кипура мы должны
столько внимания уделять раскаянию неевреев?
Ответ - тот же, что и выше: когда нееврей решает исполнять волю Б-га,
он повторяет работу Коэн-Годейля, возвышая все человечество, и в этот
самый святой день данная история служит нам добрым примером.
v v v
Вот история, которую я слышал от личного секретаря Любавического Ребе,
рабби Лейбла Гронера. В чем-то она иллюстрирует изложенную выше мысль.
Как-то раз одна женщина из хабадской общины Бруклина была остановлена
дорожным полицейским-неевреем за нарушение правил дорожного движения.
Стоя у открытого окна ее машины, он наблюдал, как она ищет
водительские права, документы на машину, и вдруг краем глаза заметил в
ее раскрытом кошельке фотографию Ребе.
- Мадам, извините, вы одна из последователей Ребе? - Спросил он. А в
ответ на ее утвердительный кивок продолжил:
- В таком случае я не буду вас штрафовать.
Полицейский убрал свои квитанции.
- Знаете почему? Потому что Ребе сделал для меня очень большое чудо.
С благодарностью и удивлением женщина взглянула на полицейского.
- Ну, раз вы не взяли с меня штраф, - у меня есть время послушать Вашу
историю.
Полицейский улыбнулся.
- Это моя любимая история, но я не часто рассказывал ее евреям...
Даже, думаю, вам я рассказываю ее первой.
Машины с шумом проносились мимо, и ему пришлось слегка повысить свой
голос.
- Эта история началась следующим образом. Я часто бывал в полицейском
эскорте, который раз в неделю сопровождает Ребе на кладбище
Монтефиоре, где похоронен его тесть. Там я познакомился со многими
молодыми людьми и взрослыми и узнал много нового. Как вы, вероятно,
знаете, хасиды очень дружелюбны. Пока Ребе молился, мы много
разговаривали.
- Однажды я заметил, что все присутствующие что-то возбужденно
рассказывают друг другу, и спросил, что произошло. Они сказали мне,
что Ребе сотворил для людей много чудес, но сегодня совершил что-то
особенное. Я даже не спросил, что за чудо, о котором они говорят, а
только спросил их, помогает ли Ребе неевреям тоже.
- "Конечно", - ответили они. - "Ребе помогает всем, кто попросит. Вы
чего-то хотите?"
- Тогда я рассказал юноше, который оказался моим собеседником, что мы
с женой женаты уже девять лет, но у нас нет детей, а неделю назад
врачи сказали, что у нас нет шансов родить ребенка. Мы истратили много
денег на обследования, были у крупных профессоров, суетились, как
сумасшедшие, шесть или семь лет, а сейчас они сказали нам, что шансов
нет. Вы и представить не можете, как мы были убиты. Моя жена все время
рыдает. Да я и сам иногда плачу.
- Тогда этот парень сказал мне: "Послушайте, следующий раз, когда вы
будете сопровождать Ребе на кладбище, встаньте около двери его машины
и попросите у него благословения, когда он будет выходить". Так я и
сделал. Когда я сопровождал Ребе следующий раз, я встал около его
двери и, когда Ребе выходил, спросил его: "Ребе, извините, Вы
благословляете только евреев или неевреев тоже?"
- Тогда Ребе посмотрел на меня, как хороший друг, - это было просто
поразительно, - и сказал, что он попытается, чем сможет, мне помочь.
Тогда я рассказал ему свою историю, а Ребе велел мне написать на листе
бумаги мое имя и имя моего отца, а рядом имя моей жены и имя ее отца,
и тогда он помолится за нас. Я так и сделал. Руки дрожали так, что я
почти не мог писать, но я сделал это, и знаете что?
- Моя жена забеременела и через девять месяцев родила... ребенка! Это
был мальчик! Доктора сошли с ума. Они не могли в это поверить! А когда
я сказал им, что все это - благословение Ребе, - только покачали
головами... Ого-го! Я чувствовал себя, как чемпион мира!
- Дальше идет про хорошее. Знаете, как мы назвали его? Я имею в виду,
какое имя мы дали нашему сыну? Попробуйте отгадать!
- Ну, не знаю... Шоун?.. Патрик?.. Майкл?..
- Мы назвали его Мендл, как Ребе. Сначала моей жене не нравилось это
имя, потому что оно не американское, но я сказал: "Нет! Мы назовем его
Мендл! Каждый раз, когда мы будем звать его, мы будем вспоминать, что,
если бы не Ребе, этого мальчика здесь бы не было."
- Наши родители этим были недовольны: "С таким именем все дети будут
думать, что он еврей, будут обзывать его, издеваться над ним. Зачем
причинять вред ребенку?" - "Именно этого я и хочу", - ответил я. -
"Когда он придет домой и скажет, что другие дети обзывали его и били
из-за того, что у него еврейское имя, что они ненавидят евреев, то я
скажу, что хочу, чтобы он научился от этих детей, как НЕ надо
поступать. Они, скажу я ему, ненавидят евреев без всякой причины, но
ты должен любить евреев и помогать евреям. Скажи им, что без
еврейского Ребе по имени Мендл тебя вообще не было бы на свете. Тогда,
может быть, они начнут относиться к евреям по-другому".
И это - тоже к вопросу о том, как нееврей может осуществить Служение
Первосвященника.
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим
Кфар Хабад, Израиль.
Check out our Website: http://www.ohrtmimim.org
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru