Похождения самцов-богомолов и размышления о крепости водки.
Одним из наиболее частых и, наверное, самых наболевших вопросов, поступающих к нам в редакцию, был: За что все так ненавидят евреев?
Увы, мы не первые, кто задались этим вопросом. Вот что пишет праведник нашего поколения раввин Ицхак Зильбер в своей замечательной книге «Беседы о Торе»:
«Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм – явление абсолютно иррацианальное... Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны и жалки, то в других – за то, что мы богачи, буржуи и эксплуататоры. Если на одном краю земли мы вызываем ненависть своей крепкой верой, то на другом нас считают распространителями опасного вольнодумства...В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой мы живем..., в других же
– там, где мы активно участвуем в общественной жизни...- нас ненавидят именно за это. Логики в антисемитизме искать не приходится...
Отметим любопытный факт: чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов, мировоззрением которых мы увлекались...Существует разновидность насекомых (богомол), самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто подобное происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало...»
Но и рав Зильбер был не первым раввином, столкнувшимся с проблемой антисемитизма. Однажды евреи в одном местечке обратились к своему раввину с вопросом о причинах всеобщей ненависти к евреям. Раввин незадумываясь ответил: «Окружающие презирают нас за то, что мы не умеем пить водку. И настала пора положить этому конец. Пусть завтра каждый принесет по бутылке водки, мы сольем все в общую бочку и будем понемногу учиться пить.»
Абрам сообщил об этом известии своей жене, и та дала ему дельный совет: «Мы не особенно богаты! Зачем же тратить деньги на бутылку водки? Принеси бутылку чистой воды и в общем количестве никто этого и не заметит! Ведь в нашем местечке столько евреев!» Когда на следующее утро все пришли со своими бутылками и слили их воедино, раввин налил каждому по целому стакану. Все попробовали, а там – чистая вода. «Вот за это нас и не любят!» заключил мудрый раввин.
Вы уже подумали, что подобно антисемитам мы намекаем на то,что нас не любят за так называемые «еврейские штучки». Но на самом деле, истина намного глубже и этот простенький анекдот может нас многому научить. Во-первых, не забывайте, что подчас за внешне нелепой и глуповатой логикой раввина, стоит необычайная житейская мудрость, основанная на опыте не одного поколения. И мы не всегда и не сразу можем понять глубинные мотивы и основания его советов и постановлений.
Но самое главное, давайте не обманывать себя, что наше личное поведение, отношение к еврейству с его заповедями и их исполнением не играет никакой роли в общей судьбе еврейского народа. Мы все пьем из одного источника, и да не будет наша «вода» разбавлять крепость «водки» (а подчас и «марочного вина многовекой выдержки») наших собратьев!
Недельная глава «Ваикра» («Позвал»)
С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра. В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, и других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных видов жертв.
Итак, книга «Ваикра» знакомит нас с различными сторонами понятия «святости». К величайшему сожалению, религиозные ассоциации большинства русскоязычных читателей в гораздо большей степени навеяны христианством, чем еврейским мировозрением. К примеру, термин «святой». Наше воображение сразу рисует нам седовласого старца, отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. А ведь для евреев «быть святым» не расплывчатый идеал, а реальная цель, доступная каждому, ступившему на путь Торы. И недаром именно
с книги Ваикра, книги еврейской святости, начинается обучение Торе самых маленьких детей – с самого начала еврей должен понимать свое призвание. Прямым текстом призывает нас Тора «будьте святы, ибо свят Я, Всевышний, ваш Б-г»! Но что же такое «святость по-еврейски»?
Буквально – «обособление». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных наслаждений и радостей жизни, но в рамках Б-жественных законов.
Таким образом, для того чтобы быть святым, не обязательно проводить всю свою жизнь в постах, перебиваясь с хлеба на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические склонности, придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся на сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками
в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих…
Женский уголок
Как мы уже обещали, в предпасхальных номерах мы хотим предложить нашим дорогим женщинам несколько интересных и достаточно несложных рецептов, помогающих одновременно и разнообразить праздничное меню, и избежать нарушения законов этого серьезного праздника. Итак, что же можно приготовить вместо привычных макарон, каш и бутербродов с хлебом?
Сегодня перед вами – два рецепта для сладкого стола. Один из них - харосет – является также обязательным компонентом специального большого блюда на Седер, где наряду с ним лежат яйцо, овощи (картошка), горький овощ (листовой салат или кусочки хрена), тертый хрен и поджаренное куриное крылышко (съедаемое только на следующее утро). Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы в Египте изготовляли кирпичи для строительства пирамид.
Но не случайно основными ингредиентами харосета являются плоды, с которыми в еврейских источниках сравнивается наш народ. Египтяне замышляли смешать нас с землей и в моральном (через постоянные унижения и полное порабощение), и просто в физическом смысле, замуровывая еврейских детей вместо недостающих кирпичей и бросая новорожденных мальчиков в воды Нила. Но у них ничего не получилось, как не получилось и у всех антисемитов последующих поколений. А сладкий харосет из года в год является незаменимым элементом
Седера.
Харосет
На средней терке натрите 2-3 очищенных спелых яблока. Добавьте по трети стакана молотых орехов, миндаля и нарезанных фиников. Заправьте двумя с половиной столовыми ложками красного вина и по пол чайной ложки гвоздики и корицы.
Трайпел из мацы
8 пластинок мацы замочить в красном вине, завернуть в мокрое полотенце и оставить на несколько часов. Разложить в 4слоя (по две мацы в каждом). Каждый слой намазать фруктовым вареньем. Покройте мацу ассорти из различных нарезанных фруктов, свежих или консервированных (чем больше, тем лучше) и залейте взбитыми сливками. Сверху украсьте готовый трайпел ядрами орехов и шоколадной стружкой
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Мадам Рабинович, вы уже научили своего Абрашу говорить?
-Да, теперь мы учим его молчать.
*
- Слушай, ты не знаешь, почему у евреев такие большие носы?
- Потому что воздух бесплатный...