Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность, Shabbat shalom!


Истина под фонарем
Как уже упоминалось в одном из наших прошлых номеров, по мнению хасидов, все в мире создано, чтоб преподать нам урок. Нам остается только научиться делать правильные выводы из этих уроков жизни. В самом Талмуде говорится, что мы могли бы поучиться трудолюбию у муравья, скромности у кошки (всегда тщательно зарывающей свои экскременты) и т.д. Так иногда мы должны вовремя подмечать объекты подражания, но иногда нам достаточно не повторять ошибок других. Интересно, а какой урок мы могли бы извлечь из поведения
обычных…мух.
Наверно, каждый из нас наблюдал как назойливая муха, залетая в дом, пытается выбраться обратно, но вместо того, чтобы спокойно вылететь в распахнутое настежь окно, начинает в поисках выхода изо всех сил биться о прозрачные стекла…
И, увы, как часто наше собственное, человеческое, поведение мало чем отличается от психологии мух.
Любой человек стремится к счастью, большинству из нас небезразлична истина, и, тем не менее, хоть иудаизм и дает шанс каждому найти «выход», мы продолжаем биться и биться о «прозрачные стекла», намеренно игнорируя «распахнутые окна». Но почему?!
И тут вспоминается старый анекдот про пьяного, долго и упорно ищущего что-то под фонарем. К нему подходит участливый прохожий и спрашивает, что же тот ищет. «Да вот, потерял пять рублей!» «Где? Когда?» «Часа два назад в соседнем переулке.» «Так почему же Вы ищете здесь?!» недоумевает прохожий. «Так здесь светлее!»
И так мы все пытаемся выбрать наиболее легкий, удобный и выгодный жизненный путь «под фонарем», забывая порой, что настоящее счастье ждет нас в «соседнем переулке» - в атмосфере еврейского дома и субботнего покоя…

Недельная глава «Ки тиса»
На этой неделе мы читаем главу «Ки тиса». В ней говорится о заповеди принести по полшекеля на строительство походного Храма, о получении первых скрижалей завета, сорокадневной молитве Моше-рабэйну о прощении еврейского народа и освещаются многие другие темы, но ее центром является история создания золотого тельца и поклонение ему.
Последние пять глав книги Шмот подробнейшим образом описывают строение походного Храма, всех его принадлежностей, одежд священников. И мы не раз подчеркивали прямую параллель между строительством Храма и воспитанием человеческой личности.
И вот ровно посередине пространного объяснения «вклинивается» глава «Ки тиса» с позорной историей золотого тельца. Сам собой напрашивается вопрос: зачем? Неужели, вместо того, чтобы разрывать единое повествование, нельзя было найти более подходящего места для этого эпизода?
Ни для кого из нас не секрет, что человек не робот. Еврейские источники категорично заявляют «нет праведника на земле, который бы не грешил». И в процессе строительства своего «Храма», своей личности у каждого из нас случаются «поломки» и «недочеты». Одни могут махнуть на них рукой, но как же будет выглядеть их «Храм»? Другие рискуют впасть в отчаяние, парализующее любое дальнейшее «строительство», при первой же ошибке. Так где же выход из этого психологического тупика?
Сама Тора дает нам ответ на этот проблематичный вопрос. Прямо в центре описания строительства переносного Храма «темным пятном» выступает грех золотого тельца. Казалось бы, как можно после такого потрясения спокойно продолжать размеренный рассказ о ритуальной утвари и т.п.?
Но Тора не просто продолжает, а явно подчеркивает, что все было выполнено точно по плану Творца. 18 раз в нашей главе после каждого упоминания той или иной принадлежности Храма написано «как приказал Б-г Моше» - все было сделано без малейшего отклонения. Так где же ключ к этой загадке?
Сказано: «уровень, на котором находятся раскаявшиеся грешники, - не достигают его даже праведники!» Искреннее расскаяние - оно и есть ключ к решению поставленной проблемы. Настоящее раскаяние, подобное расскаянию поколения золотого тельца, способно творить настоящие чудеса! Только тут стоит заметить, что в еврейском понимании «настоящее раскаяние» состоит не только из угрызений совести и сожаления в содеянном проступке, но и, как всегда, из конкретных действий - признания вслух своих прегрешений (попытка
заслужить прощения у людей и у Всевышнего) и однозначного и бесповоротного решения избежать подобных проступков в будущем
И вот когда все эти три этапа пройдены, несмотря на все «сбои» и «провалы» по дороге, у нас вновь и вновь появляется возможность отстроить «наш Храм» во всем его великолепии!

Жемчужины еврейского комментария
Сегодня мы хотим познакомить вас с необычным комментарием Торы. Дело в том, что большая часть комментария Бааль-Атурим построена на…числовых значениях (гиматриях) слов, фраз и целых предложений Торы. (В иврите каждой букве соответствует определенное число: первым девяти –единицы, вторым девяти –десятки, а остальным –сотни) Его автора, раби Якова бен Ашера, кодификатора еврейского закона, автора основополагающего труда «Арбаа-турим» (лежащего в основе «Шульхан-аруха», базисного свода еврейских законов), вряд
ли можно назвать мистификатором. Но его подсчеты поражают и математической сложностью, и глубоким потайным смыслом (точно отражающим факты, описанные в Талмуде). Возьмем несколько примеров из нашей недельной главы. Сумма числового значения всех букв каждого фрагмента равна сумме числового значения всех букв каждого комментария.
Потому что этот Моше, человек, выведший нас из Египта, - не знаем мы, что с ним (Шмот 32:1) = что показали им силы зла гроб Моше-рабэйну
Голос хуления я слышу (Шмот 32:18) = что был убит Хур и занимались идолопоклонством
И дал ему (Моше…на горе Синай) (Шмот 31:18)= это Талмуд.

*
Антисемит обратился в бюро путешествий: Я бы хотел провести отпуск в таком месте, где жаркий климат и нет евреев.
Чиновник долго думал и сочувственно развел руками: К сожалению, ничем не могу Вам помочь. Единственное место, где жарко и нет евреев – это ад!
*
В ресторане появляется плакат: "У нас новое руководство". Постоянный
клиент спрашивает у официанта:
- Что, Арон Моисеевич уволился?
-Нет, но он женился!

В избранное