Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Обратная перспектива

Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!» восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может достучаться до сердца даже самых близких людей …»
Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом космического пространства.
Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению. Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано:
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей!
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен, если он при этом находится в плену своих чувств. Кто-то может иметь миллионы, но он не богат, если при этом он не доволен тем, что у него есть - любой нищий, довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность других.
Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым, а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться смотреть на жизнь под правильной перспективой.

Недельные главы «Ваякхэль», «Пкудей»

На этой неделе в синагогах завершается чтение последних двух глав книги Шмот, второй книги Пятикнижия (Торы). Глава «ваякхель» ачинается с очередного предупреждения соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма и подобрно описывается строение каждой его части. Глава «Пкудей» посвящена отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований на походный Храм и их точном использовании по назначению. Другими словами глава «Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных строительству
переносного Храма.


Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла. В главе Трума мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех этих крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще не была видна под внешним покровом). Мы объяснили, что модель Храма идентична «модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему
описанию строения Храма, Тора, в сущности, уделяет внимание аллегорическому описанию становления человеческой личности.
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям и обычаям? Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор в шабат не включай, десятину бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом, к своему сожалению обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от настоящего разве что своим совершенством,
было бы глупо ожидать от него какой-либо практической пользы. Ибо внутри он был пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором. Но сложнейший телефонный механизм со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится. И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным» («Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению, иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом, внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.
А мы?

Жемчужины еврейского комментария

«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает»

Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий мозг?
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями. Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот, кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их, воплощает в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями, чувствами и поступками.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок

До праздника Песах осталось меньше месяца. Многие хозяйки уже начали готовиться к этому событию и заранее очищают свой дом от малейших остатков квасного (изделий из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки) – от хлебных крошек до недопитых бутылок пива и пшеничной водки. А в голове уже продумываются разные идеи пасхального меню. Ведь не так то просто на целую неделю отказаться от всего мучного кроме изделий из мацы и мацовой муки, а для ашкеназов и от риса, круп, бобовых, привычных соевого, подсолнечного
и кукурузного масла (заменив их, как правило, ореховым, пальмовым или оливковым).
Вот тут и наступает время применить всю свою богатую кулинарную фантазию и выдумку, чтобы, несмотря на все это сделать Песах незабываемым праздником не только с религиозной, но и с гастрономической точки зрения. И поверьте, еврейским женщинам это очень-таки удается. Дети обожают кокосовые, ореховые, картофельные печенья. А кто устоит против кнейдлах или мацовых запеканок? И в ближайших номерах нашей газеты мы постараемся обогатить ваш пасхальный стол интересными рецептами.

Запеканка из мацы с сыром.
Разломать 3 мацы, намочить в молоке (пол-стакана), добавить 2 яйца, 100 г голландского сыра, нарезанного тонкими полосками шириной пол-сантиметра, по чайной ложке соли и перца. Перемешать. Жарить на сливочном масле с обеих сторон до подрумянивания.

Бабушкины кнейдлах
В двух столовых ложках расплавленного куриного жира поджарить мелконарезанную маленькую луковицу и шкварки. Смешать с двумя небольшими яйцами. Добавить к стакану мацовой муки, посолить, залить кипятком (около двух третей стакана). Скатать шарики средней величины и варить 15 минут в чуть кипящем курином бульоне.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
*
Рива ко дню рождения купила Моне галстук.
- Hу как, дорогой, тебе понравилось? Как ты думаешь, что к нему лучше всего подойдет ?
-(взглянув на чудовищную расцветку галстука):Длинная борода!
*
Один сильно заикающийся еврей решил устроиться диктором
телевидения. Встречает его приятель.
- Ну как? Ходил? - спрашивает он.
- Х-ходил, - отвечает тот.
- Приняли?
-Н-не приняли, - отвечает тот, - а-антис-семиты!

В избранное