Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Тайна огня
Итак, дни, соединяющие два еврейских праздника – Песаха и Шавуот, называются днями счета Омера и считаются полутраурными. Вчастности, в память об эпидемии, за этот короткий период унесшей жизни 24 000(!) еврейских мудрецов, учеников знаменитого раби Акивы. Но евреи – народ неунывающий. И вот посередине этих полутраурных дней наступает 33-й день счета Омера (т.наз Лаг баОмер), полупраздничный. В этот день - день памяти величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая, автора основопологающего труда еврейской мистики,
книги Зоар - справляются самые веселые еврейские свадьбы, устраивают детские шествия и соревнования по стрельбе из лука, собираются вместе у горящих костров.
Праздник огня. А ведь огонь, как известно, дело нешуточное, и даже опасное. Достаточно одной маленькой спички, чтобы вспыхнул гигантский пожар. Какая невероятная разрушительная сила!
Древнее деление всей существующей материи на четыре основных элемента – воду, воздух, землю и огонь – людям современным, знакомым с таблицей Менделеева и строением атома, по меньшей мере, кажется наивным, пригодным разве что для любительской астрологии. А между прочим, эти четыре элемента совершенно точно и четко определяют четыре единственно возможных состояний материи: твердое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и, наконец, ионическое (огонь). Из всех них, именно четвертое является самым редким,
самым причудливым, можно сказать самым «нематериальным».
В еврейской традиции огонь – символ индивидуализма. Индивидуализма эгоистичного, индивидуализма бунтующего, и вместе с тем, всеми фибрами своей души стремящегося ввысь. Ввысь, пожирая порой своим пламенем все и вся вокруг. Включая себя... Как те ученики раби Акивы, проникшие в величайшие тайны бытия, но не готовые разделить свой почет друг с другом. Разрушительная сила огня...
Но вот наступает Лаг баомер и учит нас,
Что даже в самом злейшем зле
Зерно добра произрастает.
Ребенка в муках мать рождает,
И скрыт рассвет в полночной мгле.
Величайшая тайна! Тот же самый огонь, при его правильном использовании нас одаряет теплом и светом. Тот же самый всепожирающий огонь, символ исключительного индивидуализма, мы можем превратить в костер, объединяющий всех нас в радости вокруг себя. Какая сокрушительная сила! Сила единства!

Недельная глава "Бехукотай" ("По Моим законам")

Сегодняшняя недельная глава наряду с главой "Ки таво" – одна из страшнейших в Торе. В ней перечисляются благословения, ожидающие еврейский народ в случае соблюдения Торы и ужаснейшие проклятия в случае отхода от ее законов...

Один из самых острых вопросов, мучающих евреев – как объяснить все те несчастья и катастрофы, выпавшие на долю нашего многострадального народа за всю нашу многовековую историю. (Почему-то вопрос о том, как еврейскому народу вообще удалось выжить и сохраниться в условиях 2000-летнего изгнания, тогда как мощнейшие империи и гораздо более "приспособленные к выживанию" народы навсегда исчезали с лица земли, волнует умы гораздо меньше, хотя именно в этом главная суть благословения, данного Всевышним нашему народу.
Как видно, нас куда больше интересует суть проклятий...)
Многие миссионеры всех времен, религий и народов спекулировали этой наболевшей темой, предлагая свои ответы не слишком сведующим в Торе представителям еврейского народа в надежде, как можно дальше увести их от веры своих отцов и тем самым еще больше усугубить проклятия, выпадающие на нашу общую голову...
Не желая уподобляться разного рода спекулянтом, мы предлагаем вам заглянуть в то, что говорит по данному вопросу Тора самым, что ни на есть, ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ. Итак, откроем сегодняшнюю недельную главу:
"А если вы Меня не будете слушать и не будете действовать согласно ВСЕМ этим заповедям, И ЕСЛИ ВАМ НАДОЕСТ СОБЛЮДАТЬ МОИ ЗАКОНЫ и Мои правопорядки отвергнет ваша душа ради того, чтобы не исполнять Мои заповеди и нарушать Мой завет, ТО и Я поступлю с вами следующим образом: Я наведу на вас смятение, чахотку и лихорадку, поражающие глаза и мучащие душу (ср. «И ты сойдешь с ума от того, что увидят твои глаза» в главе "Ки таво") и вы будете сеять ваше семя впустую, а съедят его ваши враги...и вы будете поражены
перед вашими врагами и будут властвовать над вами ваши ненавистники, а вы обратитесь в бегство, (даже когда) никто не преследует вас.....А ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ВАС НИЧЕМУ НЕ НАУЧАТ СТРАДАНИЯ И ВЫ БУДЕТЕ СЧИТАТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО – ЧИСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ, Я тоже буду вести с вами в духе подобных "случайностей".... и Я уничтожу все разновидности ваших идолопоклонств...и Я сам опустошу (Святую) землю и ваши враги, поселившись в ней, будут жить в ней в запустении, а вас Я рассею среди народов и обнажу вам вслед Свой меч и ваша
земля останется в запустении, а ваши города – в руинах....а те из вас, что останутся – Я наполнюю их сердца робостью в странах их врагов и их будет преследовать шорох сорванных листьев и будут бежать как от меча и падать без того, чтобы их кто-то преследовал. И будут они друг другу преткновением, хотя не будет преследователей, и у вас не будет сил устоять перед врагами. И вы затеряетесь среди народов, и пожрет вас земля ваших врагов. А те из вас, кто останутся, будут гнить за свои сознательные грехи...пока не
признабт свои сознательные грехи...и то, что считали все происходящее чистой случайностью... НО ДАЖЕ ПРИ ВСЕМ ЭТОМ, ВО ВРЕМЯ ИХ ПРЕБЫВАНИИЯ В ЗЕМЛЕ СВОИХ ВРАГОВ Я НЕ ПРЕНЕБРЕГУ ИМИ И НЕ ОТВЕРГНУ ИХ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСТРЕБИТЬ ИХ И РАССТОРНУТЬ МОЙ СОЮЗ С НИМИ, ПОТОМУ ЧТО Я – ВСЕВЫШНИЙ, Б-Г ИХ!" (Ваикра 26: 14-44)
Вывод? Сделайте сами! Решите сами, не пора ли нам покончить вызывать на себя всю эту (далеко не полную) вереницу проклятий, отвергая правопорядки, установленные нам самим Всевышним, и начать наконец-то притягивать к себе бесконечные благословения, обещанные нам Творцом в первой части сегодняшней главы вследствие выполнения всех тех самых, вечных заповедей, которыми мы до сих пор пренебрегали!

Жемчужины еврейского комментария

«И Я дам мир на земле (Израиля)» (Ваикра 26:6)

После перечисления материальных благ, обещаных Всевышним на долю еврейского народа в случае неукоснительного соблюдения всего комплекса заповедей Торы (включая те, что мы пока еще не совсем способны объяснить с точки зрения человеческой логики в силу ограничености кругозора нашего разума по сравнению с Высшим Разумом), Б-г дает и благословение на то, чтоб был мир. И как поясняет Рамбан, в первую очередь речь идет о мире внутри еврейского народа: тот факт, что прекратятся бессмысленые распри среди нас и есть
величайшее благословление.
А Раши в своем комментарии затрагивает еще более острую проблему. На первый взгляд, казалось бы, что если у людей есть достаток во всем - а до этого Тора обещает обильнейшие урожаи и полную уверенность в завтрашнем дне с материальной стороны дела – то больше ничего человеку не нужно. А если уж кому-то понадобится мир, то он придет сам собой как результат материального благополучия. (Тут достаточно вспомнить теорию Маркса).
Но нет! Раши поясняет, что ничто на свете не сможет заменить отсутствие мира друг с другом. «Если нет мира, то нет ничего». Без мира, если люди не научились терпимости один к другому и не способны жить вместе, грош цена всем наивысшим материальным ценностям вместе взятым. Потому что мир равносилен всему на свете. Как сказано в молитве на основе цитаты из книги пророка Йешаяу «(Б-г) делающий мир и творящий все».
И опять-таки заслужить такого мира можно только путем соблюдения всех заповедей Творца.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.



Женский уголок.

В преддверии Шавуота мы много говорили о молочных блюдах. Но все-таки не следует забывать, что молочной бывает максимум одна из двух обязательных трапез этого праздника. Вторая же в лучших традициях всех остальных еврейских праздников, о которых сказано «нет радости без мяса и вина», все же не обходится без мяса. Что касается вина, то не стоит забывать, что помимо молока Тору сравнивают с тремя дополнительными жидкостями – водой, жидким медом и, конечно же, вином. А не попытаться ли нам соединить эти два условия
радости и приготовить, к примеру, мясо в винном желе?


Мясо в винном желе.
Отварите 2 кг мяса с кореньями в смеси стакана вина и стакана крепкого мясного бульона на минимальном огне в течении 4 часов. Остудите. Нарежьте мясо тонкими кусочками. Процедите жидкость. Расстворите в ней кошерный желатин и залейте им мясо.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Ах, доктор Розенберг, я просто не знаю, как выразить Вам свою
благодарность!
- Дорогой мой, с тех пор как человечество изобрело деньги, это не
проблема!

- Рабинович, так вы говорите, что это самая новая ткань?
- Только вчера получил, прямо с фабрики!
- А она случайно не линяет?
- Да Вы что! Больше месяца висела на витрине, и, как видите, ничего ей не сделалось!

В избранное