При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ячменный сноп и плоды зерна свободы. Сразу же на исходе первого дня праздника Песах мы начинаем так называемый «счет омера», отсчет пятидесяти дней от праздника Свободы, Песаха, до праздника Дарования Торы, Шавуота. Итак, неделя Песаха только начинается, мы едва-едва приобрели вкус свободы, а мы уже смотрим вперед и считаем долгожданные дни до следующего пика еврейской жизни - осмысления цели этой свободы. Ибо свобода без цели - не более чем анархия. И об этом нельзя забывать даже в самый разгар нашего наслаждения этой, только что полученной нами, свободой. Что же означает само слово «омер»? Всего лишь мера веса равная приблизительно 2,27 кг. Именно такую меру ячменной муки евреи приносили со времени послеполуденной молитвы второго дня праздника Песах и с него начинался отсчет дней вплоть до самого Шавуота. В сам же Шавуот это 49-дневное жертвоприношение заканчивалось, а в Храм приносились хлеба и плоды урожая. Тут стоит добавить, что в еврейской традиции ячмень всегда считался злаковым второго сорта, в отличие от пшеницы более пригодным в пищу животных, чем людей. И не спроста именно ячменное приношение характеризует дни счета омера. Одна из главных целей периода счета омера – наилучшим образом подготовиться к величайшей дате –празднику Шавуот, Дню Дарования Торы. У нас есть ровно 49 дней для создания особого духовного настроя к этому событию. К тому же эти дни идеально подходят для исправления наших тех или иных недостатков. И хотя работать над собой никогда не помешает, в эти дни ощущается особая необходимая для этого помощь сверху. И все мы можем воочую убедиться в этом, испытав эту поддержку свыше на себе. Достаточно сделать только первый шаг. Как сказано: «Откройте Мне отверстие с игольное острие, и Я открою вам проемы для колесниц». Все мы можем пройти тот нелегкий путь от уровня «двуного животного» (символизируемого снопом ячменя), чья пища (а вместе с ней и вся материальная сторона жизни), пусть 13 раз просеянная через тончайшее сито (а именно эти требования ставит Тора по отношению к приношению омера), все же остается материально-животной, до уровня Человека (символизируемого хлебным приношением в Шавуот). Осталось лишь сделать тот самый, первый шаг... Недельная глава «Кдошим» (Святые) Глава «Кдошим» призывает каждого еврея стать святым. А для того, чтобы добиться этого наша недельная глава перечисляет 51 из 613 заповедей, среди которых заповеди «полюби ближнего как самого себя», уважения мудрецов Торы и просто стариков, сельскохозяйственных забот о бедняках, запреты сплетен, любых форм идолопоклонства, обмана и др. На страницах нашей рассылки мы уже не раз говорили об еврейском понимании термина «святой», столь далеким от религиозных ассоциаций, навеянных христианским мировоззрением. Мы уже повторяли, что буквальное значение слова «святой» на иврите = «обособленный». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных наслаждений и радостей жизни, но в рамках Б-жественных законов. Напомним еще раз, что для того чтобы быть святым «по-еврейски», не обязательно проводить всю свою жизнь в постах, перебиваясь с хлеба на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические склонности, придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся на сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих. Но не дает ли Тора каких-нибудь конкретных указаний о том, как добиться такой, «еврейской» святости? Во-первых, все 613 заповедей, 51 из которых перечислены в нашей главе, являются ничем иным как инструкцией по достижению данной задачи. Что же касается более общих положений, то вот, что пишет Тора о пути достижения святости. «Освятитесь и будьте святы, ведь Я - Б-г ваш » (Ваикра 20:7). Итак, Тора предлагает нам т.наз. «ступенчатый путь» к святости. Еврейская жизнь невозможна без движения. И, к сожалению, как только мы прекращаем движение вверх, мгновенно следует более или менее стремительное падение вниз. Об этом движении вверх и говорит Тора – «освятитесь». Но одного этого движения мало. Нужно прилагать очень и очень много сил, чтобы удержаться на месте, чтобы в повседневной, рутинной жизни не растерять то, что с такими трудами было приобретено на этапе «освятитесь». И после каждого духовного взлета необходимо как можно крепче закрепиться на этой почве. И об этом говорит Тора во второй части предложения – «и будьте святы». Но самое главное, что весь этот путь к достижению святости возможен лишь при одном условии – четком ориентире истинной святости, осознание, что нереально достичь «святости по-еврейски» нееврейским способом, вне рамках закона Торы. И именно этим завершает Тора свой призыв к святости «ведь Я - Б-г ваш». Так будем же святы! Святы по-еврейски! Жемчужины еврейского комментария Редакция рассылки «Взгляд в вечность» приносит извенения всем своим читателям за «вынужденное молчание» на протяжении прошлых двух недель. Дело в том, что помимо касающегося нас запрета писать во все дни недели праздника Песах, по мнению многих алахических авторитетов запрещено вообще пользоваться интернетом без особой надобности в полупраздничные дни Песаха (не говоря о субботе и самих праздничных днях). Не желая «вводить в грех» наших читателей и выполняя тем самым заповедь «не ставь препону слепому» (в том числе и тому, кто сам не разбирается в алахических тонкостях запретов Торы), мы предпочли уйти на две недели «в подполье». А сегодня мы бы хотели хотя бы вскольз поговорить о прошлой недельной главе – «Ахарей Мот» («После смерти»), подробно описывающей службу Йом-Кипура (Судного Дня) и запрещенные половые связи. «(Аарон) возьмет двух козлов и поставит перед Б-гом у входа в Скинию Завета. Аарон возложит жребий на двух козлов: один жребий – Б-гу, один жребий – Азазелю. Аарон принесет козла, на которого выпал жребий «Б-гу», в искупительную жертву. А козел, на которого выпал жребий «Азазелю», будет стоять живым перед Б-гом чтобы искупить его и послать его Азазелю в пустыню»(Ваикра 16: 7-10) Эти строки описывают одну из главных церемоний празднования Йом-Кипур в пустыне и в земле Израиля во время существования Храма. Необходимо учесть небольшие дополнения: оба козла абсолютно одинаковы и разница в их участи определялась только жребием. На долю козла «Б-гу» выпадало жертвоприношение с высшей степенью святости. Козел же «Азазелю» (так называемый, «козел отпущения») после завершения этой части церемонии выводился из Храма в гористую местность пустыни вокруг Иерусалима и… сбрасывался со скалы в пропасть. Рав Шимшон-Рефаель Гирш так комментирует эти события Йои-Кипура: давайте немного пофантазируем и представим себе «ощущения» и «размышления» козла, предназначенного «Азазелю», если бы он только был способен мыслить по-человечески. Вероятно, он был необычайно счастлив, видя, что в отличие от его принесенного в жертву собрата, он остался в живых. В его голове наверняка пронеслись бы гордые мысли о разнице в его положении, живом и здоровом, и положении своего друга, пусть принесенного в жертву при самых святейших обстоятельствах, но при этом потерявшего жизнь. Можно представить также радостную реакцию козла, когда его выводили в пустыню, «на просторы свободного мира» из узко ограниченной территории Иерусалимского Храма. А апогеем гордости и счастья (возрастающих пропорционально жалости «несчастного товарища, неудостоившегося дожить до этого счастливого момента) в глазах этого козла безусловно казался бы миг поднятия на самую вершину скалы. Но все его иллюзии моментально рассеивались в минуту ужасного конца, ради которого-то он и был поднят на самый верх… Так и мы. Перед нами - две альтернативы, два жизненных пути. Один из них – путь, предлагаемый самим Творцом, бесспорно требующий некоторых жертв с нашей стороны, но ведущий, в конце концов, к нашему же благу. Второй же – путь «полной свободы» и жизни «в свое удовольствие», не признающий никаких узких рамок, путь весьма привлекатлеьный на первый взгляд, но с весьма непривлекательными последствиями.. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок Наверняка большинство хозяек испытывают желание подготовиться к празднику Шавуот и с кулинарной точки зрения. Итак, есть ли какие-нибудь специфические гастрономические тонкости у этого праздника? Вполне. Хотя бы одну из двух обязательных праздничных трапез в Шавуот принято делать молочной. Аллегория молока в этом контексте достаточна проста: в этот день нам только дарят Тору, мы еще не успели, как следует, вникнуть в нее, другими словами, мы еще как неопытные младенцы. А, как известно, единственная пища грудного младенца – молоко. К тому же и сама Тора, и святая земля Израиля нередко ассоциируются с молоком. Достаточно вспомнить устойчивую цитату из Торы – «земля текущая молоком и медом». Так давайте же перейдем непосредственно к кулинарному разделу нашей рубрики. С сегодняшнего дня и до самого праздника мы постараемся поделиться с вами некоторыми рецептами из широкого ассортимента молочных блюд – от аппетитных закусок до элегантных десертов. Салат из сыра с дыней. Нарежьте кубиками мякоть небольшой спелой дыни и 200 г голландского сыра. Добавьте пол-стакана измельченных орехов и зелень укропа. Посолите по вкусу и заправьте майонезом. Острая творожная закуска. Баночку девятипроцентного мягкого творога смешайте с паприкой и перцем (по одной чайной ложки). Добавьте 150 г сыра, тертого на мелкой терке, измельченную головку чеснока, 20 г сливочного масла, тонкие полоски красного болгарского перца и 100 г маслин. Перемешайте, посолите и охладите. Над кем смеемся? Над собой смеемся! Молодой еврей обращается к раввину за советом: - Что мне делать? Я хочу жениться, но моей маме не нравится ни одна из моих кандидаток. - Ну, это просто - найди себе такую, чтобы во всем походила на твою мать. - Я уже раз нашел! -И? - С папой сразу же случился инфаркт! - Папа! А что такое «дипломатия»? - Дипломатия, Гришенька, это искусство произносить фразу «хороший песик» до тех пор, пока под руку не попадется хороший булыжник. |
В избранное | ||