Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Свобода и независимость.

Еще в 17 веке известный философ Джон Локк, полемизируя со своим неменее великим соотечественником Томасом Гобсом, изрек фразу, сразу ставшую крылатой: "Твоя свобода заканчивается в дюйме от кончика носа соседа". Но он ошибался. У кончика носа соседа заканчивается не твоя свобода, а твоя независимость. Но в чем же, простите, тут разница?
В свое время основным хобби автора данной статьи была популярная игра «Что? Где? Когда?». И хотя тренировки нашей команды зачастую выглядели более похожими на КВН или даже «Устами младенца», порой именно это и придавало особую соль нашим встречам. Какую же ностальгию вызвал во мне вдруг следующий, недавно услышанный анекдот!
Итак, ведущий задает вопрос: «Дорогие знатоки, ровно через одну минуту вам предстоит дать ответ на наболевший вопрос: в чем разница между роялем и унитазом.
Далее следует бурное обсуждение версий и контроверсий: Рояль – черный, а унитаз – белый? - Нет, не годится: бывают белые рояли. - Разница в цене? Рояль гораздо дороже? - Тоже не подойдет: если сделать золотой унитаз, то он будет подороже любого рояля! – Эврика! Разница в диапазоне и качестве звука! Ответ готов! Разница - в звуке!
- А теперь, внимание! Правильный ответ: все очень просто, разница между роялем и унитазом - в их ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ! А сейчас, дополнительный вопрос: уважаемые знатоки, если вы не знаете разницы между роялем и унитазом, можно ли вас пускать в приличное общество?
Как ни парадоксально, но и разница между свободой и независимостью точно также в их предназначении. Если независимость является самоцелью, то свобода является лишь необходимым условием, базой для достижения других, конкретных целей. С другой стороны, опять – парадокс. Если истинная свобода, как мы уже говорили в наших предпасхальных выпусках, не зависит от внешних признаков и условий, то добиться истинной независимости вряд ли возможно. Каждый из нас объективно зависим от общественного мнения и погодных условий,
от свежести съеденного на завтрак яйца и от того, с какой ноги сегодня встала жена. Именно наша независимость, к нашему прискорбию (или все-таки, к счастью?), ограничивается кончиком носа нашего соседа. Индикатором же того, насколько мы свободны является лишь то, насколько эти внешние факторы влияют на нашу внутреннюю сущность и на наше субъективное восприятие нашей «зависимости».
На этой неделе Израиль праздновал свой День Независимости. Что ж, день пришел к концу, потухли мангалы (а почему-то именно так, пикниками на природе «традиционно» отмечают израильтяне свою независимость), о политической независимости Израиля многим остается лишь мечтать, но зато Свобода остается. Остается с теми, кто захотел ее обрести. С теми, кто приобрел ее в праздник Песах или, быть может, еще раньше. Остается навсегда!

Недельная глава «Эмор»(«Скажи»)

В данной недельной главе подробно разбираются законы коэнов, некоторые детали жертвоприношений, а также законы еврейских праздников: Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Сукот и Шмини-Ацерет.

Неужели нашей рассылке уже больше года, а мы до сих пор еще толком не поговорили о краеугольной заповеди иудаизма – Царице-Субботе? Что ж, попытаемся прямо сейчас хотя бы частично наверстать упущенное. Почему именно сегодня? Сейчас узнаем.
Те, кто внимательно читали Пасхальную Агаду, не могли не заметить шокирующую фразу – «Если бы Он дал нам Субботу, но не привел бы нас к горе Синай - для нас этого было бы достаточно». Одного этого достаточно, чтобы доказать нам то особое место, которое занимает заповедь шабата среди других заповедей Торы. Заповедь о соблюдении шабата встречается в Торе не раз и не два. Вряд ли есть еще подобная заповедь, о которой Тора повторяет с такой частотой, причем в каждой из пяти книг Пятикнижия. Четвертая из десяти
заповедей, она предвосхищает заповеди о почитании родителей, «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и т.п. Обсуждая законы строительства переходного Храма – святейшего места в среде евреев, Тора не забывает упомянуть и о важности шабата. Настолько, что насколько бы уникальной по своей значительности не была работа по воздвижению Скинии Завета, вся она полностью прекращалась с наступлением шабата и как будто бы отходила на второй план перед лицом Царицы-Субботы. И в этой недельной главе, перед тем как
перейти непосредственно к описанию еврейских праздников, Тора еще раз останавливается на этой вечной теме Вечного Закона.
Что же такого особого в этом дне? Начнем с самого начала. С недели Творения. Итак, мы знаем, что с точки зрения Торы, мир был сотворен за шесть дней (чему была равна продолжительность этого «дня», с какой именно точки Вселенной и кем именно велся этот счет – разговор отдельный), а на седьмой день Творец отдыхал, заповедовав впоследствии следовать этому примеру и Своему народу. Но не задавались ли вы вопросом, что если весь мир был уже сотворен за шесть дней, то чем отличался седьмой день от дня восьмого, двух
тысячи тридцать четвертого и т.д.?
Дело в том, что с прекращением творения всего, что существует в мире физическом, творение...не прекратилось. Его самая главная составная часть как раз и была создана в тот самый шабат. С наступлением Шабата у физического мира появилась... цель. Выражаясь языком математики, если до этого все творение развивалось обычным, линейным образом, то с наступлением Субботы обыкновенная прямая линия превратилась в вектор, обладающий направлением движения. С наступлением Шабата стало очевидно, что весь процесс творения
не являлся самоцелью, а был лишь качественной, необходимой подготовкой к истиной цели Творения – освящении материи.
В принципе то, чему посвящает еврей свою субботу, как раз и показывает на то, в чем он видит смысл и цель всех своих трудов. Продолжает ли он повседневную рутину, видя в ней самоцель, предпочитает ли он «расслабиться на полную катушку», перечеркивая «выходным» свое «рабочее» поведение, или использует повседневный физический труд в качестве «первосортного сырья» для посвящения его истинным духовным целям? Свой выбор сделай сам!


Жемчужины еврейского комментария

«…сосчитайте 50 дней и приблизте (преподнесите) новое подношение Б-гу» (Ваикра 23:16)

Так говорит Тора о приближающемся празднике Шавуот. Комментатор Кли Якар замечает, что в самой Торе нигде не упоминается прямым текстом общеизвестные значения праздников Шавуот –День Дарования Торы - И Рош-Ашана - День Суда. И это, конечно, не случайно.
Дело в том, что совсем необязательно дожидаться Шавуота, чтобы принять на себя Тору. Каждый день Она может и должна стать для нас «новым подношением», каждый миг она может нас заново приблизить к Источнику. И точно также еврей не должен чувствовать, что суд за его проступки ожидает его только в Рош-Ашана, а тогда-то и настанет подходящий момент для исправления. Нет! Каждый день, каждый миг мы как бы стоим перед судом и точно так же каждую секунду у нас есть неповторимый шанс исправить себя.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.


Женский уголок

Как мы уже говорили, существует особая заповедь почтить еврейские праздники вкусной едой и красивой одеждой. Во многих еврейских семьях эта заповедь одновременно является стимулом к очередному выражению обоюдных чувств: мужчины дарят своим любимым женам новые предметы гардероба. Это необязательно должны быть шикарные костюмы или дорогие украшения. Ведь главное – не цена, а само проявление знаков внимания. Со своей стороны женщины стараются обрадовать своих ненаглядных мужей их любимыми блюдами. И, конечно,
не остаются обделенными и дети. И так мы всей семьей дружно и весело справляем наши праздники.
Быть может, на Шавуот на стол наших читателей наряду с привычными и уже давно ставшими любимыми блюдами подадут и следующие горячие молочные кушанья.

Лазанья

Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном (орегано) и двумя дольками чеснока. 500 г творога типа «коттедж» смешайте с яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите. В форму для выпечки уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте в горячей духовке минут пятнадцать.

Фаршированные горячие помидоры

Из 10 спелых крупных помидоров удалите сердцевину, сохранив при этом их форму «чашечек». Обжарьте небольшую луковицу с содержимым маленькой банки нарезанных консервированных шампиньонов. Отварите четверть стакана риса. Смешайте жареные грибы, рис и сердцевину помидоров, посолите, поперчите и наполните этой начинкой помидорные «чашечки». Залейте сметаной и запекайте на смазанном противене 15 минут при температуре 225oС. Перед подачей украсьте веточками укропа или кинзы.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Что такое еврейское счастье?
- Это краткий промежуток между еврейскими несчастьями.

Незамужняя дочь отцу-миллионеру:
- О, папа! Я так волнуюсь! Сейчас придет сват с моим женихом. Чтобы мне одеть, чтобы выглядет по-привлекательней?
- В ваших женских делах я ничего не понимаю. Но в любом случае я бы лично посоветовал тебе сесть возле сейфа с деньгами. Hа его фоне ты явно будешь выглядеть намного пpивлекательнее.




В избранное